В Костанае продавец одежды выставила соседу сверху иск на 7 миллионов тенге. И суд на её стороне, несмотря на то, что нет документального подтверждения цены товара.
Рисунок Владимира БЕРЕЗКИНА
Вот так рвануло
Батарею в квартире Владимира Девяткина на третьем этаже прорвало, к несчастью, в тот момент, когда никого не было дома. Затопило не обычных соседей. Ниже – два этажа магазина мужской одежды «Кинг».
Хозяйка магазина Надежда Комлыкова обратилась за помощью к экспертам, а после – в суд. Попросила взыскать с Девяткина ущерб. За порчу вещей – 5,9 миллиона тенге, за порчу помещения – 377 тысяч, помощь юриста оценена в 500 тысяч, расходы по экспертизе – 150 тысяч. Госпошлина плюс некоторые другие расходы – набежало еще 200 тысяч тенге.
Владимир Девяткин не согласился не только с суммой. Настаивал, что и беда-то случилась не по его вине. По словам мужчины, несколько лет назад, когда обустраивался тот самый магазин, от его хозяев пришли с просьбой мастера. Они меняли в торговой точке радиаторы и попросили подвести к чугунной батарее в квартире Девяткина новую металлопластиковую трубу. Он согласился. И вот теперь в месте соединения, считает мужчина, рвануло. Даже куски батареи в суд принес.
Категорически отрицает мужчина и сумму ущерба, которую выставила предпринимательница за порчу вещей. Ведь нет официальных документов, которые подтверждают реальную стоимость товара. Как при таком раскладе можно вычислить многомиллионный ущерб? Разве допускается брать за основу цену, по которой предпринимательница планировала реализовывать товар?
В выигрыше
Доказать свою непричастность к проблеме с батареей у Владимира Девяткина не вышло. Ведь факт, что работы не он заказывал и проводил, письменно не был зафиксирован. Это, кстати, на заметку всем нам. К тому же приходили в суд представители ПКСК «Орталык», мнение которых насчет причины прорыва батареи расходилось с доводами хозяина квартиры. И суд согласился с работниками ПКСК. С чем, кстати, тоже категорически не согласна сторона Девяткина. Ведь ПКСК – не экспертная организация.
Нельзя сказать, что предпринимательница вообще не предъявляла в суд никаких доказательств, которые бы подтверждали реальную стоимость товара. Показала банковские выписки о платежах за рубеж. Но ведь из них не понятно, что платежи пошли в счет оплаты испорченных вещей, парировала сторона Девяткина. И вот тут с ответчиком суд согласился. Не принял банковские выписки во внимание, как не соответствующие нормам права.
Но бизнесвумен Надежда Комлыкова все равно оказалась в выигрыше. Потому что это разбирательство явило миру: если у предпринимателя нет подтверждения реальной стоимости товара – это не беда. Он волен исходить из какой ему угодно суммы. Потому что статья 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» дает бизнесменам право самостоятельно определять цены на товар.
Тем не менее суд первой инстанции все-таки снизил заявленную Комлыковой сумму ущерба за вещи. Уменьшил наполовину – до 3 миллионов тенге. Еще и потому, что предпринимательница вещи оставила у себя, планирует их реализовать. Но с этим решением не согласились обе стороны. Подали апелляции.
И теперь расклад иной. Областной суд счел нужным предоставить предпринимательнице по полной воспользоваться статьей Закона РК «О регулировании торговой деятельности»: во сколько хочет, во столько и может оценить свой товар и рассчитать отсюда ущерб. Поэтому раз уж эксперты вывели ущерб 5,9 миллиона тенге, так тому и быть (тем более, что Комлыкова готова передать Девяткину поврежденный товар). Плюс вторая часть материального ущерба от порчи помещения – 377 тысяч. Юрист – 500 тысяч. Экспертиза – 150 тысяч. Само собой госпошлина в размере 1 процент от материального ущерба.
Без комментариев
Если ущерб почти 6 миллионов, то во сколько же предпринимательница оценила свой товар? Что это за вещи? Сколько их?
Есть акт. Вещей около 300. Стоит товар более 63 миллионов тенге. Цены указаны в тенге.
Шарфы: 2 шт. по 18000
Пиджаки:
19 шт. по 283700
40 шт. по 156700
40 шт. по 283000
Галстуки:
33 шт. по 27700
13 шт. по 18700
Костюмы:
40 шт. по 173700
68 шт. по 345000
Куртки: 20 шт. по 350000
Рубашки:
3 шт. от 43700 до 67500
Кофты:
2 шт. по 49700, 54700
Комплекты (рубашка, брюки, пиджак, галстук): 3 шт. на сумму более чем 1000000
Кто шьет такие вещи? Доказательства на этот счет в решении суда не фигурируют. Товар итальянских, немецких брендов, рассказывала продавец корреспонденту «КН», который побывал на днях в магазине в роли покупателя. Кстати, как ни странно, стоимость одежды здесь не особо выросла с момента начала спора, который случился до роста доллара. Как поняли со слов продавца, цены здесь держат за счет массовых продаж, хороших оборотов. При мне в магазине отоварились двое мужчин. Один кофту купил, другой куртку, не заморачиваясь над тем, кто их и где сшил.
Тем временем к Владимиру Девяткину уже стучатся судебные исполнители. Но он не сдается. Подал кассационную жалобу. Как заклятие повторяет, что категорически не согласен с тем, что ущерб может исчисляться, исходя не из реальной стоимости товара, а из желаний бизнесмена. Считает, что применена ненадлежащая правовая база. Что при таком раскладе идет однозначный перегиб в сторону прав предпринимателей.