Законодательница моды Коко Шанель говорила, что есть две вещи, которых мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены. А для Ульяны ЯН никаких тайн нет. Как рождается эксклюзивная шляпка, она знает точно.
Она сама как цветок. Стройная, изящная, с огромными серыми глазами. И шляпки ей идут изумительно. Но начиналось, конечно, все не с них. Все началось с цветов. Несколько лет назад Ульяна загорелась идеей создавать цветы из ткани – органзы, шелка, атласа... Училась по Интернету, где секретами делились такие же мастера, как и она. Ульяна заказала специальные инструменты, накупила ткани. Под вдохновение рождались необычные цветы. Яркие и броские, нежные, пастельных тонов… Она пробовала разные техники, экспериментировала, чтобы и цветок был красивым, и лепестки ложились естественно. Ей так хотелось вдохнуть в них жизнь. Глядя на ее воздушные пионы, кокетливые розы, эффектные георгины, понимаешь, что у нее все получилось.
По специальности Ульяна не художник и не дизайнер. У нее экономическое образование. Одно время она работала в акимате города, теперь в лисаковском техническом колледже занимается госзакупками. Но дома ее душа, устав от цифр и отчетов, хочет творчества! И тогда на свет из цветов появляются броши, заколки для взрослых и детей, цветочные композиции, коктейльные шляпки… И как она все успевает? Ведь создание цветка – кропотливая работа, на которую может уйти и день, и два. Попробуй, вырежи несколько сот лепестков, каждый лепесток обработай, придай нужную форму, потом собери, да так, чтобы искусственный цветок был похож на настоящий.
Для Ульяны Ян в творчестве нет границ: в ее руках рождается и прелестная шляпка, и магический «ловец снов».
У Ульяны есть свой сайт (www.ulyanayan.ru), на котором она выставляет свои коллекции коктейльных и вечерних аксессуаров. Молодая женщина не отказывается и от участия в городских и областных выставках, мероприятиях в колледже. Как-то ей пришлось шить национальные платья и головные уборы в современном стиле, но с национальными атрибутами. Тогда она показала эти шляпки российскому зрителю, и ее коллекция завоевала симпатии жюри. А в прошлом году Ульяна увлеклась «ловцами снов». Индейский амулет – хранитель добрых снов привлек тем, что можно в работе над ним экспериментировать и плести свое «заклинание» против кошмаров. Вместе с дочкой подбирали нитки, бусы, плели. Летом Ульяна даже провела курс по «ловцам снов» для участников фестиваля психологов. Так им пришлись по душе изящные вещицы с яркими перышками и бусинками.
А в этом году Ульяна и сама съездила на индивидуальный курс по изготовлению шляпок из соломки и фетра к известному питерскому мастеру шляпных дел Марине Седовой, члену Союза дизайнеров России. Модельер головных уборов еще в 90-х годах в Санкт-Петербурге организовала художественную мастерскую по производству головных уборов, а 15 лет назад открыла авторский шляпный салон. В узких кругах она знаменитость. Марина делает шляпы для звезд театра и кино. Например, ее постоянный клиент – Михаил Боярский. Да-да, черная шляпа, без которой российский актер не появляется на публике – творение рук Марины Седовой.
– В ее салоне бывал и самый известный британский «безумный шляпник» Филип Трейси, – рассказывает Ульяна. – Он делает шляпы для английской королевы, принцесс, мировых кинозвезд. В его головном уборе из перьев Камилла Паркер Боулз выходила замуж за принца Чарльза. Марине также делают заказы из-за границы. Сделанные ею на заказ шляпки отправляются в Великобританию, во Францию. К ней часто приезжают учиться из дальнего и ближнего зарубежья.
В Питере Ульяна освоила изготовление и фетровых шляп, и летних из соломки. Классическая шляпа, ретро, «таблетка», «клош» (шляпа-колокольчик), «парижанка», котелок... Легко сказать, а рождается шляпка трудно – надо распарить фетр, натянуть на болванку, дать высохнуть минимум сутки, а потом работать, придумывая образ. Кстати, авторские шляпы в России – дорогое удовольствие. К примеру, шляпка от Марины Седовой стоит от 5-10 тысяч рублей и выше.
– Шляпы заказывают не те, у кого много денег, а у кого есть вкус и хорошее чувство стиля. Педагоги, врачи, артисты, стилисты, продюсеры, пенсионеры, – рассказывает Ульяна Ян. – Шляпка – это претензия на элегантность и ее нужно уметь носить. У нас предпочитают эти головные уборы в основном черных и серых тонов, но в Питере они всех красок. И надевают их даже зимой.
Ульяна сейчас работает над своей первой коллекцией шляп из фетра.
– Глаза разбегаются, хочется попробовать разные техники. А недавно я вышла в бирюзовой шляпке собственного изготовления на улицу – вызвала фурор, – смеется мастерица. – И почему же не украсить себя шляпкой? Она органично дополняет костюм или платье и, выделяя вас среди других, завершает образ.