Новое время диктует учителям новые правила. Что должен сделать современный педагог для того, чтобы ученик не потерялся в потоках информации, смог найти себя и ценить обретенное? Корреспондент «КН» ищет ответы на эти и другие вопросы вместе с учителем истории и обществознания гимназии им. Горького Ириной Науменко.
- Ирина Яковлевна, вы преподаете историю, а мы сейчас живем в такое время, когда история творится на глазах, то есть происходят такие события, о которых через несколько лет мы точно сможем прочитать в учебниках. Интересуются ли школьники тем, что происходит в мире?
- Конечно интересуются. Особенно мальчики в старших классах. А я пользуюсь возможностью и показываю исторические корни всего того, что сейчас происходит. На мой взгляд, это самый лучший способ заинтересовать историей. Потому как все то, что происходит сейчас, имеет историческую подоплеку, и когда мы начинаем изучать события 19-го и 20-го веков, то параллели очень легко проводить. На мой взгляд, дети не меняются. Я работаю в школе уже 30 лет и не вижу особой разницы между нынешними старшеклассниками и теми, что были лет десять назад. Единственное, что отличает современных детей – это их полная погруженность в информационные потоки. И они иногда просто теряются, отрываясь от реалий обычной жизни. У детей зависимость от телефона видна невооруженным глазом. Вот я со своими учениками договариваюсь, что телефоны мы не используем, работаем без них. Но начинается урок, и через 15 минут у отдельных учеников он появляется в руках, настолько для них это сейчас естественно. И этот телефон — источник любой информации, что, конечно, сужает возможности запоминания и развития логического мышления. Поэтому сейчас у нас в школе строго запрещено пользоваться ими на уроках. Я задаю проблемный вопрос, и ученики пытаются найти варианты ответов, начинается работа мысли. Ведь главное в уроке - поиск истины.
- Не кажется ли вам, что такая погруженность в информационные потоки и отрыв от реальной жизни делают этих самых старшеклассников в определенной степени группой риска, возможной мишенью для разного рода негативных влияний?
- Думаю, это возможно. Прежде всего потому, что детям кажется: они уже все понимают, они разобрались во всех событиях. У них возрастной позыв - найти истину, восстановить справедливость, и доступность информации любого рода, конечно, представляет опасность. И очень важно вовремя предложить другой сценарий. Чтобы молодой человек увидел – да, вот это доказательно, вот это дает уверенность в будущем, это соответствует истине. И конечно, работать становится еще сложнее, особенно молодым педагогам. При том что роль школы и личности учителя в становлении человека огромна. А потому, как бы современные методики ни предлагали переводить детей на самостоятельную поисковую работу, без учителя и его направляющей линии невозможно формирование личности. Мое глубокое убеждение: если исключить учителя из школьного процесса и сделать образование дистанционным, то общество много потеряет.
- Кстати, в Казахстане уже есть инициативная группа родителей, которая в этом году стала добиваться права давать своим детям среднее образование на дому...
- Я считаю, что дистанционное образование – это тупиковый вариант, его можно использовать только в исключительных случаях, и то на какой-то короткий, ограниченный промежуток времени. Виртуальное общение – это совершенно иной уровень общения. Не позволяет увидеть эмоции и все то, что не дано передать словами, фотографией или информацией. А общение в коллективе? Очень часто я практикую дискуссии по разным проблемным темам – и это развивает умение выслушать товарища и представить свои аргументы. Согласитесь, сложное дело. А научиться этому можно именно в коллективе.
Подростковая среда дает свой импульс для развития личности, но и личность учителя очень важна. Начиная с начальной школы, когда ребенок только-только получает опыт в процессе образования, и до выпуска, когда костяк личности почти сформирован. Мне, к счастью, всегда везло с родителями учеников. Никогда не было таких, которые бы небрежно относились к школе и к учителю. А выпускники, которые вспоминают тебя спустя годы – лучшее доказательство тому, что престиж учителя остался на высоте. Конечно, есть в нашем деле проблемы, и их очень много....
- Какие, например?
- Я не согласна с подходом очень жестких рамок формулирования темы урока. Вот мой учебный план, а в нем строчка из темы урока должна соответствовать строчке из учебной программы, утвержденной Министерством. Получается определенная заданность рамок, за которые я никаким образом не могу выйти как учитель. Да, у нас есть возможность несколько тем уроков в году поменять, но это мало что дает. А моя главная боль, которой я делюсь со всеми – это тема Второй мировой войны в программе Всемирной истории в 9-м классе, на которую дается всего один час. Как можно дать эту тему за час?! И что еще важнее - как у ребенка за такой короткий промежуток времени можно сформировать понимание, что война – тяжелейшее зло, от которого нужно избавляться, что необходимо сделать все, чтобы его не было больше? Не говоря уже о том, что Всемирная история, хоть и является предметом по выбору на ЕНТ, но ей отводится всего один час в неделю. Да, по истории Казахстана у нас чуть больше уроков. Но когда мы говорим об истории нашей страны того трагического периода, у детей создается впечатление, что Вторая мировая – она где-то там шла, а у нас было что-то совсем другое. И получается перекос, который учителю, особенно молодому, очень сложно преодолеть.
- Возможен ли какой-то выход из этой ситуации, когда учебная программа и так слишком уж загружает учеников?
- Я думаю, что нужно просто переосмыслить значение истории в формировании личности и вернуться к системе, по которой мы уже работали. Тогда было полтора часа Всемирной истории в неделю – одно полугодие два урока в неделю, другое полугодие один урок в неделю. Оправданно, что на историю Казахстана выделяется больше часов, но неоправданно то, что не уделяется внимания предметам общественно-гуманитарного цикла, с которыми история очень тесно связана. Но ведь именно эта тесная связь позволяет человеку чувствовать себя уверенным в нашем мире. Понимать то, что происходит. Знать, что такое современная политика. Осознавать, какие процессы идут в экономике. Но опять-таки предмету «Человек. Общество. Право» выделяется один лишь час в неделю. Между тем у учеников есть интерес к истории, и это показывает, что в обществе появляются здоровые тенденции.
- Каким образом интерес к истории проявляется у детей?
- Я вижу тенденцию возрастания роли патриотизма, интерес к прошлому своей страны, желание внести свой вклад. У нас в школе всегда много ребят, которые занимаются, как мы их называем, «научками». Научно-исследовательская деятельность учеников. Как только у ребенка появляется интерес к какой-то теме, я сразу же стараюсь его подогреть, поддержать и направить на путь исследования. Вот сейчас моя ученица Лаура занимается проблемами поиска модели развития нашей страны без коррупции. Тема посвящена тому, как сформировать в сознании и подрастающего поколения, и взрослых людей те механизмы, которые бы могли противостоять этому злу. Несколько лет назад Адильбек Байгабелов занялся проблемой исторических корней кипчаков в Венгрии. Он даже встречался с этнографической экспедицией, которая направлялась из Венгрии в Астану и проезжала по территории нашей области. Его научная работа дошла до республиканского уровня. И это очень большая база для того, чтобы в студенческие годы ребята умели выполнять исследования любого вида. Для них это проверка себя и, конечно, способ стать успешными людьми.
- Ирина Яковлевна, гимназия имени Горького, несомненно, занимает особое место в костанайской системе образования. К тому же ваши выпускники отличаются еще и долгой благодарной памятью по отношению к своей школе. И в чем же секрет ?
- Гимназия имени Горького – это особый организм, своеобразное братство. Это сложно объяснить. И учиться у нас сложно, конечно. Приведу недавний пример. Накануне Дня учителя пришла мама моей выпускницы 2011 года, которая сейчас учится в Китае. Пришла поблагодарить учителя математики Нину Александровну Будко. Потому как профессора университета отмечают высокий уровень Рахимы в математике и удивляются, кто ее учил основам, ведь девочка так легко разбирается в этой науке. Хотя не сказать, что в школе она показывала великолепные результаты. Когда приходят выпускники и говорят, что в университете им учиться легче, это греет душу. Значит, мы закладываем такую базу, на которую можно опираться. Вот на днях заходила выпускница 2003 года Мария Алехина, которая сейчас работает в отделе научных изысканий при Газпроме. Я познакомила ее с нынешними учениками, и Мария сказала им, что гимназия научила ее главному – трудиться, учиться и верить в себя. Думаю, что главное для учителя - дать абсолютно каждому ребенку уверенность, что и он может быть успешным. И тогда с ними происходят невероятные метаморфозы, появляется огромная тяга к знаниям. Пока у нас получается это делать. Не знаю, может быть, дело в особой ауре, которая есть в гимназии?