С 1 января рестрансляторы иностранных каналов обязаны не допускать на них рекламу. Это грозит серьёзными проблемами на рынке кабельного телевидения, вплоть до его исчезновения.
Корреспондент «КН» попытался получить ответы на некоторые вопросы из первых уст – от инициаторов поправок. Объяснили бы, что к чему, успокоили население. Но... Сложилось впечатление, что поправку в Закон «О телерадиовещании», пардон за сленг, протащили в обход правил. Непросто оказалось найти человека, понимающего тонкости этой темы и способного объективно рассуждать. Им оказался Саят НУРАХМЕТОВ, руководитель Ассоциации телерадиовещания Казахстана.
– Саят Ермаханович, вы работали зампредседателя Комитета по информации профильного министерства, позже на отечественном телевидении, сегодня в ассоциации, объединяющей операторов кабельного телевидения. Кто инициатор поправки, зачем она нужна, насколько справедлива к участникам ТВ-рынка?
– Изменения прошли мимо операторов кабельного телевидения. Почему и насколько это законно, пытаемся выяснить. Не согласен с тем, что поправка справедлива ко всем участникам рынка. Но с сутью ее согласен.
– Это как так?
– Многие казахстанские бизнсмены предпочитают размещать рекламу на ретранслируемых иностранных каналах. Потому что они популярнее отечественных. Не исключаю, что здесь даже случился отток рекламы. А реклама – основная часть дохода телеканала. Отсюда и поправка. Согласен, что нужно стоять на страже интересов отечественного ТВ.
– Так в чем же дело? Может, в том, что часть казахстанской рекламы на иностранные каналы (а руководство отечественного ТВ называет цифру 4 миллиарда тенге) поставляют кабельные операторы? Поэтому и не хотят мириться с поправкой?
– Вовсе нет. Кабельные операторы готовы отойти от рекламной деятельности хоть сейчас. Но ведь на иностранном канале останется, скажем так, своя реклама. А закон велит убирать любую. Почему эта нагрузка должна ложиться на наши плечи? Тем более что это очень дорого. Оборудование обойдется кабельным операторам в десятки миллионов тенге. Впрочем, даже при его наличии выполнить норму закона нереально. Для этого придется закрашивать слово «Газпром» на форме футболистов, прерывать КВН-щика, называющего имя спонсора.
– Поэтому у некоторых сложилось мнение, что дело не в рекламе, а в том, что государство невыполнимыми условиями хочет сократить объем иностранного телевидения в Казахстане. Обеспечить таким образом информбезопасность.
– Не думаю. Ведь есть другие способы смотреть иностранное телевидение: спутниковые тарелки, Интернет.
– Выходит, законотворцы перестарались? Может, надо было просто перекрыть канал поставки местной рекламы на ретранслируемые иностранные каналы?
– Например, в России на ретранслируемых иностранных каналах тоже не допускается реклама – ни местная, ни зарубежная. Хотя обывателю может показаться, что это не так. Ведь реклама есть. А дело в том, что иностранные каналы организовали на территории РФ подразделения с долей участия россиян, числятся местными СМИ. Таким образом и информбезопасность обеспечивается, и на сторону не уходят средства не только от местной рекламы, но и иностранной.
– Вряд ли у нас такой вариант пройдет. В том числе потому, что нужно соблюдать Закон о языках. Плюс обязательный местный контент. Поэтому трудно, например, представить казахстанский вариант канала Discoveri.
– Но принятая поправка в наш закон тоже не выход. Кто сказал, что нет варианта лучше? Похоже, над его выработкой вообще особо не заморачивались. Это аномально, равносильно тому, что заставить почтальона вырезать рекламу в изданиях. Такие подходы грозят погубить бизнес, рождают среди населения слухи, социальное напряжение.
– А какая аудитория у операторов кабельного телевидения?
– Около двух миллионов абонентов. За ними семьи. Так что умножайте на три.
– Как расцениваете шансы на то, чтобы приостановить действие поправки?
– Пока зыбко.