С начала года в областном центре отловлены 2555 бездомных животных. 615 человек поступили в больницы с укусами, причем в основном они пострадали от своих домашних питомцев. Но вопрос упирается именно в бродячий контингент и яд, который обрекает их на гибель.
Резонанс
В середине ноября в этой статистике значилась цифра 1401. Столь резкий скачок (40 процентов за неполный месяц) связан с увеличением количества заявок от населения. Можно предположить, что на активность горожан повлияли резонансные нападения собак. В то же время ни одна из собак, проявивших агрессию, не была бездомной.
Практика отлова и убийства пока не имеет иной альтернативы в решении государством проблемы бездомных животных.
21 ноября во дворе дома по улице Чехова алабай вырвался из вольера и откусил мальчику нос. В начале декабря возле школы №18 немецкая овчарка укусила школьника за лицо. «Я с другом шел в магазин. Когда проходил мимо собаки, она на меня накинулась, укусила за губу. Потом, когда укусила, я оттолкнул, кулаком ударил». В тот же день, в том же районе, та же самая собака укусила другого мальчика. У овчарки был владелец. Он поспешил скрыться, когда увидел во дворе школы мальчика в крови. Собака была убита службой отлова.
Всего за 10 месяцев года с укусами животных в больницы Костаная поступили 615 человек. В подавляющем числе укусы нанесли домашние животные.
Два полюса
События вызвали в СМИ сезонную полемику: что делать с бездомными животными? В этом вопросе общество уже давно занимает два полюса. Часть населения понимает, что отлов животных неэтичен, но воспринимает эту меру как жизненную необходимость: бездомные собаки – негативный элемент городской среды, источник потенциальной опасности и шума. Другая часть населения ставит во главу угла морально-этический аспект проблемы. Ни одна из сторон еще не убедила другую в своей правоте.
Эта полемика «хорошо-плохо» совершенно не затрагивает роли бездомных собак, и это объективная проблема. А ведь собака – самое крупное, массовое и заметное млекопитающее на территории города и играет в его экосистеме не последнюю роль. Костанайский кинолог Центра племенного разведения и дрессировки собак Юлия Гольская обращает внимание как раз на экосистемные последствия отлова собак:
– Я много раз говорила: «Уйдут собаки – придут кошки. Уйдут кошки – придут крысы». Лично мне с собаками и кошками жить более комфортно.
Кроме того, мало кто интересуется способом умерщвления животных. Сегодня их убивают курареподобным ядом, который приводит к мучительной и нескорой смерти.
«КН» решили абстрагироваться от морального вопроса и определить главные болевые точки проблемы, чтобы обозначить хотя бы одну, но решаемую.
Как появляются?
Главные причины появления бездомных животных:
1. Животные, родившиеся на улице. Суки бродячих собак беременеют один раз в год и приносят по три-шесть щенков. Семьи как таковой нет, есть устойчивые группы от 3 до 9 особей. Как правило, кобелей вдвое больше, чем сук. Продолжительность жизни бродячих собак – 6-8 лет.
2. Потерявшиеся животные – точной статистики нет.
3. Выброшенные животные. Как ни странно, нередко это явление связано с гуманным отношением владельцев к своим питомцам. Люди приписывают животным человеческие сексуальные, материнские и отцовские отношения. И не только не стерилизуют (кастрируют) их, но и специально случают (животное должно рожать, чтобы оставаться здоровым, считают они). Полученный приплод раздается, чаще остается на улице.
4. Бесконтрольная работа частных лиц по разведению породистых животных. Они сейчас продаются дешево и в больших количествах. В результате у дворняжек и метисов снизились и без того мизерные шансы найти хозяина.
Количество бездомных животных, конечно, неизвестно. Известны цифры отлова: 2555 животных (среди них 933 кошки) – на 10 декабря. Цифра прошлого года – 2265. Можно отметить, что статистика выросла. Визуально мы также отмечаем этот факт – отлов имеет эффект лишь на короткое время.
Почему не исчезают?
Причины, по которым отлов не эффективен:
1. Городские собаки остаются животными и подчиняются законам природы. На повышенную смертность биологическая популяция реагирует повышенными темпами размножения. Можно отметить высокую выживаемость молодняка (становится больше свободных ресурсов, в частности, еды).
2. После отлова на освободившиеся городские территории приходят «мигранты» – собаки из пригорода (хотя здесь тоже идет отлов). Так как собаки из пригорода живут в линии соприкосновения с дикой природой, то вероятность их заболевания бешенством выше, чем у городских.
3. Спасаются собаки, живущие на территории конкретных хозяйственных объектов. Сторожи организаций защищают животных от отлова во время сезонных акций.
Корреспонденты «КН» познакомились с такой собачьей группой во дворе костанайской ОДРТ (телевышка). Женщина пожаловалась, что они напали на нее и испугали. Охранник сказал, что их собственная собака на цепи (так и оказалось), а «остальные просто бегают здесь».
Любовь Александровна, жительница «Красного партизана» обратилась в газету по поводу пяти гусей. Их побили собаки коммунального предприятия «Тазалык 2012». Позже охранник показал, что их собака привязана, а «остальные просто бегают здесь».
Бродячих собак «с определенным местом жительства» может быть до половины всей городской численности. Причина в том, что собаки ищут дневки, защищенные места, и такие предприятия для них становятся идеальным местом. Здесь они не только под защитой, но и получают корм. В свою очередь сторожа расценивают собак как компаньонов. Надо отметить, что бродячие собаки вообще предпочитают дробную промышленную зону – здесь больше укрытий. Частный сектор животные рассматривают, как пищевую базу – специфика вывоза ТБО помогает им легко находить еду в мусоре.
Таким образом, отлов не может охватить всю численность собак. И за небольшое время популяция восстанавливает себя. Собеседник «КН» из ветеринарной сферы сделал точное и остроумное сравнение: «Это то же самое, что в начале года строить мост, весной наблюдать, как его сносит половодье, и снова строить мост на том же месте. И никто не удивляется».
В этом году на отлов животных было выделено около 7 миллионов тенге.
Как это работает?
Отловом занимается ГКП «Ветеринарная станция Костаная». Реагирует на звонки жителей, участковых, а также проводит собственный мониторинг городских территорий.
Для усыпления животных используется дитилин.
Дитилин – это мышечный релаксант курареподобного действия. После инъекции в первую очередь отключаются мимические и жевательные мышцы, мышцы шеи, затем мышцы конечностей и туловища. Более устойчивы к действию дыхательные мышцы, в том числе диафрагма. Именно эта терапевтическая широта позволяет использовать дитилин в медицине, например, при интубации трахеи.
Таким образом, дитилин не убивает животное сразу. Он лишь парализует его. Смерть, по данным ветврачей, наступает в среднем через 20 минут от асфиксии. Все это время охваченное ужасом животное остается в сознании, но лишено возможности двигаться, дышать вследствие паралича дыхательной мускулатуры и умирает в жестоких страданиях. Единственное избавление в этой ситуации – потеря сознания вследствие гипоксии.
Согласно европейской конвенции защиты животных запрещено умерщвление, при котором смерть наступает от удушения и удара током. Стоит отметить, что в середине нулевых для уничтожения животных в Костанае использовался аммиак (и это была еще менее гуманная смерть).
Как изменить ситуацию?
Мы задали вопрос костанайскому кинологу Юлии Гольской:
– Какой же выход в сложившейся ситуации с бездомными животными видите вы?
– Стерилизовать сук и после реабилитации возвращать их в естественную среду. Конечно, необходим целый комплекс мер и для их осуществления обязательна поддержка государства. Но в наших условиях можно согласиться хотя бы на полумеры. Только не на убийства.
Мера по стерилизации может стать эффективной в отношении кошек. Операция в городских ветклиниках оценивается в 5-7 тысяч тенге. 7000000 тенге – это 1000 стерилизованных кошек. Заметим, стерилизация собак сложнее и дороже.
Решение проблемы бездомных животных давно созрело и даже разбито по пунктам. Но мы вовсе не уверены, что в ближайшее время у нас хотя бы появится цивилизованный приют. Практика отлова и убийства пока не имеет иной альтернативы в решении государством проблемы бездомных животных.
Но я уверен, что один момент мы должны попытаться исправить. Этот момент называется дитилин. Газета отправила в республиканские ведомства запросы с просьбой рассмотреть целесообразность этого миорелаксанта. Вы тоже можете сделать это. Об ответах «КН» будут информировать.