Кораблинов обратился в редакцию «КН», так как не смог добиться от чиновников внятного ответа на свой вопрос о предоставлении гарантированной государством услуги по протезированию.
Помочь ему попросил постоянный подписчик газеты из Рудного. «Это такой замечательный человек, скромный, сам никогда и жаловаться не будет. Позвоните ему». Позвонили. Сергей оказался как раз в Костанае. Встретились. Мужчине 48 лет. Он грамотно говорит, аккуратно выглядит. Ходит плавно, неторопливо. Сразу и не определишь, что у Сергея нет обеих ног. Протезы.
Виной всему коварное заболевание - остеомиелит. Такой диагноз в 2006 году поставили в рудненской поликлинике. Врачи лечили, все делали, что могли, говорит Сергей. Но сохранить ноги не удалось. Сначала в 2010 году ампутировали одну ногу, через два года – вторую. Во время борьбы с болезнью ушла жена, забрала единственного сына.
Теперь он инвалид второй группы с ежемесячным пособием 27500 тенге. Протезы поставили через полгода. С тех пор почти каждый год Сергей Кораблинов выезжает в Петропавловск, чтобы отрегулировать протезы.
- Я всегда подавал заявление в январе, и уже в мае-июне выезжал в Петропавловск, - рассказывает Сергей. - И в этом году подал 16 января, но год закончился, а я так и не съездил. Культя слетает, протез болтается, натирает. Обычно приходит уведомление, что мое заявление принято, находится в обработке. Я его получил. Значит, государство выделило деньги? Почему не поехал?
Ответ на вопрос, почему ожидание затянулось на год, он пытался получить в рудненском управлении координации занятости и социальных программ. Ему ответили: нет денег. Недавно он приехал в Костанай, в областное управление: «Мне сказали, обращайтесь в свое, рудненское управление. А я ходить хочу! И в магазин, и за коммуналку платить…»
Почему в этом году сорвалась поездка, которая ему, человеку без ног, очень нужна?
- Срок протезирования у Сергея Кораблинова стоит с июня 2012 года, - объясняет руководитель рудненского управления координации занятости и социальных программ Светлана Костина. – Ему протезирование положено с июня 2015-го. Его документы приняты и переданы в областное управление координации занятости и соцпрограмм. По мере выделения финансирования нам вышлют направление на протезирование и он туда поедет. В 2015 году он под финансирование не попал. Направления из областного управления мы не получали.
В рудненском управлении также пояснили, что в городе есть еще люди с ограниченными возможностями, которые оказались не обеспеченными в рамках социальной части программы реабилитации инвалидов. Увы, идет не стопроцентное обеспечение того, что указывается в индивидуальных программах.
В областном управлении подтвердили, что финансирование в последние годы сократилось. И притом значительно.
- Мы собираем заявки от городов и районов, - говорит руководитель отдела областного управления координации занятости и социальных программ Жайнагуль Баянова. - Нам их не утверждают. На протезирование нам выделяют последний год наполовину меньше денег. Нам добавили средств на процент инфляции, и все. А средства и услуги для инвалидов не зависят от цен, а зависят от потребностей конкретного человека. В этом году потребностей может больше, в другом – меньше. Поэтому мы не можем удовлетворить всех нуждающихся. Мы даже прошлогодние заявки реализовали лишь в этом году, когда заключили договор. Потом начали направлять в Петропавловский центр.
К сожалению, алматинский протезно-ортопедический центр и его филиал в Петропавловске – единственные, кто занимается протезированием в стране. Протезы, хоть изготовленные по старым технологиям - шинно-кожаные, хоть импортные - стоят недешево. Резкий скачок курса доллара к тому же повлиял на стоимость материалов, которые, увы, закупаются за рубежом, так как в Казахстане не производятся. Отсюда и беда с ногами.