О том, станет ли дальше работать градообразующее предприятие, когда построят магистраль Астана - Аркалык - Торгай - Иргиз, скоро ли у города будет экономная котельная и как завлечь в этот регион инвестиции и туристов.
Этот год – юбилейный для самого южного города нашей области. Аркалыку и градообразующему предприятию исполняется 60 лет. Самое время задавать вопросы акиму города Газизу Бекмухамедову.
Главное предприятие
- Газиз Ерболатович, чем в первую очередь уникален Аркалык?
- Это моногород. Но наш статус отличается от других моногородов. У нас есть городская черта, есть сельская территория, полтора миллиона гектаров. И это все административно считается Аркалыком. Мы иногда шутим, что Аркалык – это один из самых больших городов мира. По площади!
- Это создает проблемы, не характерные для городских. Ведь приходится заниматься и селами, которые на вашей территории. Дороги, обучение детей… Может быть, даже есть объекты, у которых нет инфраструктуры?
- У нас в административном подчинении 18 сел. Из них 16 имеют сельских акимов. Из полутора миллионов гектаров триста тысяч - возделываемые земли - пшеница, ячмень. Кроме того, это исконно животноводческий край. Здесь трудится самозанятое население. В каждом селе есть школа. Вот только в селе Матросово ее ликвидировали – по нормам, если менее пяти детей, то школа упраздняется. Электроснабжение у нас стопроцентное. Водоснабжение - на уровне 42 процентов. Это выше областного. По области 26 процентов, кстати. На дороги мы каждый год выделяем средства из городского бюджета. В том числе и зимнее содержание и техническое обслуживание. У нас на территории есть и областные, и республиканские дороги, но ими занимаемся уже не мы…
- В этом году юбилей и у города, и у градообразующего предприятия...
- Тургайское бокситовое рудоуправление (ТБРУ) входит в группу предприятий компании «Алюминий Казахстана». Поэтому, как вы знаете, у моногородов свои особенности развития, отраженные в комплексном плане. В первую очередь - диверсификация экономики. Она нужна, чтобы избавить внутреннюю зависимость рынка труда от градообразующего предприятия, сократить ее. Сделать так, чтобы, если градообразующее предприятие прекратит работу, это было безболезненно для жителей. В Аркалыке на градообразующем предприятии трудится 954 человек. Не настолько много, как в Рудном. Но все равно существенно.
- Контракт на недропользование между правительством и ТБРУ истекает через три года...
– Однако в текущем году АО «Алюминий Казахстана» приступает к геологоразведке, к буровым работам, чтобы изучить запасы бокситов на территории, которая прилегает к городу. Это нужно, чтобы продлить производственную деятельность. Это нас очень радует. Поэтому мы оказываем любое содействие. Мы заинтересованы в том, чтобы контракт был пролонгирован. Ведь он составлен исходя из тех запасов боксита, которые были доказаны на период заключения контракта.
- Почему так важно сохранить градообразующее предприятие?
- Оно вносит основной вклад в объем промышленной продукции города. Кроме ТБРУ у нас есть крупный холдинг ТОО «Алюминстрой». В сезон на нем трудится до двух тысяч человек. В период межсезонья, зимой - около 500. Но ТОО «Алюминстрой» сильно зависит от бюджетных инвестиций, государственных тендеров. Частные заказы обычно небольшие. Малый и средний бизнес – это локомотив рыночной экономики. Но чтобы у нас он развивался без проблем, нужно решить главную задачу – наладить сообщение Аркалыка с миром.
Главная дорога
- На встрече в пресс-клубе вы говорили о том, что уже есть проект дороги, которая поможет связать Аркалык с миром…
- Наш город не просто удален, он был практически изолирован, пока по поручению главы государства не сделали железную дорогу. Сейчас ситуация меняется на глазах. И дело не только в том, что зимой население в основном отправляется в путь на поезде. Теперь, благодаря тому что построили железный коридор Аркалык - Шубаркуль, в течение нескольких месяцев будет создана в Аркалыке новая дистанция путей. Предприятие на 160 рабочих мест. Будем стараться загрузить местное населения. Это хозяйство КТЖ, уже принято решение комитета по инвестициям. В марте-апреле, по словам представителей КТЖ, предприятие, обслуживающее наш участок железнодорожных путей, уже будет работать. Кроме этого приехали инвесторы, чтобы построить вагоноремонтное депо. Уже выбрали площадку. Это все мультипликативный эффект (макроэкономический термин, обозначающий увеличение роста производства региона в результате инвестиций. – Прим. авт.) железной дороги.
- То есть автомагистраль, о которой шла речь, тоже будет обладать мультипликативным эффектом?
- Автомобильный коридор Астана - Аркалык - Торгай - Иргиз – это проект, который будет реализован в рамках программы «Нұрлы жол». Подготовительная работа ведется. Предполагается участие международного Банка реконструкции и развития. Сейчас идет разработка технико-экономического обоснования. Планируется, что до 2020 года четырехполосная магистраль будет построена. Эта дорога сделает Аркалык ближе. В первую очередь уменьшится расстояние до Астаны - на 150 километров. Сейчас доехать до столицы можно через Кийму или через Есиль. Дороги на территории нашей области в хорошем состоянии, а как переезжаешь границу региона, вообще почти не проехать. И поэтому мы возлагаем большие надежды на магистраль.
- Очевидно, еще и потому, что появятся новые перспективы для бизнеса?
- Для бизнеса это будет неоценимая поддержка. У наших предпринимателей большие проблемы с получением грантов и субсидий. У банков залоговая политика такова: в радиусе до 100 километров - ликвидное имущество, дальше уже неликвидное. Трудно получить инструменты поддержки. Требования по залогу для аркалыкских предпринимателей жестче. Чтобы костанаец взял кредит, ему достаточно заложить одну квартиру. Аркалыкчанину на такую же сумму надо уже две. Стоимость ниже, коэффициент залога выше. Если будет дорога, будем ближе к Астане. Предприниматели сюда охотнее будут заходить. Здесь много еще не занятых ниш. Будет дополнительная потребительская аудитория для малого и среднего бизнеса. Ведь уже сейчас люди возвращаются. Из той же Астаны. Там конкуренция больше, а здесь появились перспективы, которых раньше не было.
Главные планы
- Ощущаются ли сегодня в Аркалыке последствия оптимизации жилья?
- Если речь о жилье, которое попало под оптимизацию, то, к сожалению, самих домов уже нет. Их было 117. 89 мы снесли по программе развития моногородов. Их нужно было убрать – негативный фактор для города, плохие декорации. Люди, которые впервые приезжали в Аркалык, пугались. Осталось 28 домов, в этом году мы планируем их снести. По новому генплану не должно быть этих полуразрушенных домов.
- По новому генплану Аркалык превратится в одноэтажный город. Вернее, многоэтажных домов будет не так много, в основном коттеджи. Когда план начнете претворять в жизнь?
- В генплане указан период до 2030 года. Кроме того, Аркалык сольется с пригородом Родина. Это крупное село, больше трех тысяч населения. Родины не будет, будет Аркалык.
- Вас не удивляет, что такие изменения запланированы на годы экономического кризиса?
- Наоборот, в кризис либо строят дороги, либо делают ремонт. Чтобы был внутренний спрос, занятость. Как показала Дорожная карта 2009, у нас финансировали проекты ЖКХ и проекты транспортных инфраструктур. И эти меры были успешными. Это не только практика Казахстана. Эти программы финансируются за счет Нацфонда, из резерва, который накопили за счет продажи нефти в годы, когда цена на нее была высока. Теперь, когда доходы от продажи сократились, экономика продолжает работать за счет внутреннего спроса.
- Вы руководите регионом, жизнь которого во многом зависит от государственной поддержки. А что зависит от вас?
- От нас – ответственность за исполнение госпрограмм. Создание нужного бизнес-климата, благоприятного для того, чтобы побудить малый и средний бизнес заниматься удовлетворением потребностей населения. Еще очень важно обеспечить сохранение, модернизацию, уменьшение темпов износа в жилищно-коммунальной сфере. И здесь у нас есть проект, который, может, и не в мою бытность, будет реализован. Но он очень нужен Аркалыку. У нас проблема в теплоисточнике. Есть газомазутная ТЭЦ, которая была рассчитана на стотысячный город. Она катастрофически невыгодна. Тем более сейчас до Шубаркуля не далеко - 200 километров. Уголь с разреза относительно недорогой. Тонна стоит 10-11 тысяч тенге. Тонна мазута (несмотря на то, что он подешевел. – Прим. авт.) - около 45 тысяч. В бюджет 2016 года заложены средства на технико-экономическое обоснование проекта постройки новой котельной.
- В этом году в мировых СМИ поднялась большая шумиха вокруг торгайских геоглифов. Как вы это оцениваете? И можете ли привлечь внимание бизнесменов, чтобы разработать проект, который был бы направлен на привлечение туристов?
- Уже привлекли. В этом году известный казахстанский меценат Сапар Искаков приезжал сюда с группой единомышленников, снимали фильм о геоглифах. Правда, он еще не был презентован. Мы с Сапаром ага беседовали на эту тему. Он приводил пример геоглифов Наска в Перу. Они меньше, чем наши, но известны миру. Люди туда едут, поднимаются на вертолетах, чтобы посмотреть – с земли эти насыпи незаметны. Для того чтобы думать о наших проектах, нужна дорога. Возлагаем большие надежды на строительство той самой магистрали, о которой мы уже говорили. Может быть, я слишком часто о ней упоминаю. Но Шекспир говорил так: «Есть в жизни человека прилив. И если пойти по большой воде, обретёшь удачу». Поэтому нельзя упускать приливы. Будем ждать и готовиться!
– Спасибо.