Взгляд из Германии: как немцы оценивают отношения между ФРГ и Россией. Об этом корреспондент «КН» беседует с Инной Бельцман.
Это уроженка Одессы (Украина), филолог-германист. Окончила Одесский госуниверситет им. Мечникова. Эмигрировала в Германию в 1995 году, где получила еще и образование социального педагога. Ныне живет в городе Кобленц на западе ФРГ. Преподает немецкий, как иностранный, для мигрантов, русский – для студентов местного университета. Занимается юридической опекой людей, которые не могут улаживать свои дела.
«Всё стерпели...»
– Уважаемая Инна, у вас такая биография, что трудно быть безучастной к тому, что происходит на Украине, в России, в Германии, эти страны сейчас - в центре новостей. Вас какие события задевают?
- Мой взгляд - не про-германский и не про-российский. Политику Германии в отношении Украины не поддерживаю, как и большинство моих друзей. Цель этой политики — не интересы Украины, страна как таковая, официальный Запад не интересует. Цель - насолить лично Путину, который делает, что хочет. Не он один, конечно, такой, есть ребята куда похуже, но с ними сейчас дружить выгодно. Путину лично не симпатизирую, происходящее в России считаю печальным, но логичным продолжением событий постсоветского периода. Как не симпатизирую, впрочем, и властям Украины: за весь период независимости сделано было все, чтобы развалить, что только можно. Хотя, конечно, целенаправленно разваливать никто не собирался. Но не собирались ничего и строить, занимались набиванием карманов. Развал получился сам собой.
- Запад и Россию хочет видеть в таком же положении?
- Цель - ослабить Россию, сильная она никому тут не нужна – это не тайна. В результате этой политики страдают простые люди. Впрочем, когда и кого это беспокоило?
- Россия, Украина, Германия – государства европейские. В чем конфликт интересов? Где пролегает пропасть?
- Беда России, да и Украины - о других бывших советских республиках речь сейчас не идет, в том, что традиции самоуправления в этих странах не сложились. А ведь на них зиждется демократия, на Западе она прорастала изнутри, долго, постепенно, с самого раннего средневековья. То, что сегодня есть, большинству населения не нравится и нравиться не может. Но как жить по-другому, никто толком не знает, да и не сумеет, потому что надо отказаться от многих мнимых свобод, дисциплинировать себя, почувствовать себя частью социума и, главное, быть готовыми разделить ответственность за последствия. Легче ждать доброго дядю, который все и сразу устроит. Есть, конечно, определенное количество людей, готовых жить по демократическим принципам, но как писал Ленин в статье «Памяти Герцена»: «Слишком узок круг ..., страшно далеки они от народа...». Вождей я цитирую с иронией, но к числу тех, чей «круг узок», причисляю и себя, и моих друзей. Поскольку ситуацию в стране мы изменить не могли, но изменили свою личную. Мы уехали на Запад, это было правильное решение.
«Позиция - активно-агрессивная»
- Очень много стало тех, кто перебирается на Запад, в частности, в Германию. ФРГ взяла на себя миссию помогать всем и вся. При этом, если верить глобальным рейтингам, уровень жизни в Германии остается самым высоким. И наиболее лояльно к мигрантам относится канцлер Меркель. Их нескончаемый поток отвечает интересам страны?
- Рейтинги — показатель, который жизнь рядового гражданина напрямую не отражает. Основной налогоплательщик Германии, а это наемный работник, с 2005 года обеднел. Сказались экономические реформы канцлера Шрёдера, а так же введение Евро. Реальные потери по доходам, без учета элементов социальной защиты, которые сильно пощипали, без учета других финансовых потерь в ходе реформ и перехода на Евро, составили по самым скромным подсчетам 23-25 процентов. Реформы затронули и формы занятости, что сильно сказалось на стабильности и условиях труда. Вместо постоянных рабочих мест стало полно лизинговых фирм. Много народу превратилось в трудовых кочевников, которых кидают с места на место без каких-либо гарантий и с худшей оплатой по сравнению с постоянными работниками. Сложилась ситуация, когда, не работая, можно жить спокойнее и не факт, что намного хуже. Работа имеет смысл только при условии хорошей квалификации с высшим образованием - там зарплаты более-менее приличные. Но немцы народ дисциплинированный, - возмутились, но до открытого протеста не дошло, все стерпели.
А сейчас – новый поворот. Вы говорите, позиция Меркель в отношении беженцев лояльная, но ее позиция - активно-агрессивная. Она же эту волну и вызвала. Отвечает ли это интересам Германии — вопрос поставлен неверно. Ни иммигранты как таковые, ни Германия как таковая, ни последствия этой волны не находятся в центре интересов. Это интересы лично Меркель, которая делает карьеру и, сдается мне, метит на мировой уровень. Она ведь дама очень амбициозная, Германия для нее свой потенциал исчерпала. И если не она следующая кандидатка на Нобелевскую премию мира иили на высокую должность в ООН, то меня это сильно удивит. Позволить себе то, что позволила себе сейчас Меркель, могла только она и только сейчас.
- Почему «только сейчас»?
- Потому что сейчас у нее нет конкурентов в Германии. Ее было решили попугать: «Меркель, уходи», да оглянулись и поняли, что менять не на кого, всех конкурентов она потихоньку убрала. Причем руками конкурирующих партий. Куда там дяде Путину, у которого практически официально абсолютная власть. Она-то действует в условиях более сложных, тут явно ничего не пройдет, действовать надо куда тоньше.
- Германия и Россия то враждуют, то мирятся. Сейчас на авансцене Меркель и Путин. А вместе с ними – нынешние немцы и русские. Граждане Германии хотят, чтобы политика их разделяла, или выгоднее восстановить экономические связи, упрочить человеческие отношения?
- Сейчас выгодно, чтобы отношения официальной России и официальной Германии выглядели, как камера глубокой заморозки. Отношения на уровне экономическом — другие. Яркий пример - Бавария. Премьер-министр этой земли Хорст Зеенхофер на прошлой неделе отправился в Москву, встретился с Путиным, чтобы решить задачи, которые он считает актуальными.
- Немецкие политики этот шаг приняли в штыки…
- У Баварии в России большие интересы именно экономического плана. Официальная позиция или чья-то политическая истерика Зеенхоферу глубоко безразлична, для этого Бавария слишком богата, премьер может себе это позволить. Что же касается отношений на обывательском уровне, то политики могут их даже не учитывать. Люди здесь в большинстве не умеют читать и слушать СМИ, многому верят и многого не понимают. Не умеют задавать вопросов. Да и нужды у них в этом нет, если никто не задевает их личных интересов. Так, наверное, и российский обыватель себя ведет. Общаюсь с теми, кто живет в России — такие же промытые мозги, только в другую сторону. Немцы, правда, менее агрессивны, воспитаны по-другому. Но если завтра в Германии начнут Россию хвалить — граждане потеряются ненадолго, а потом станут повторять «за телевизором». Поймите правильно: нам здесь довольно неплохо. Моя семья, друзья, знакомые - мы люди интегрированные, все работаем, детям вообще лучше всех. Однако мир находится в глобальном процессе, и это затрагивает всех, понимают люди это или не понимают.
- Спасибо за откровенность.