У Казахстана есть международное обязательство принимать беженцев. Но как относится к этому население страны?
Обращение к Президенту и акиму
Тому, что в республике неожиданно остро стали обсуждать эту тему, был повод. В Мангистауской области в этом году планируется построить лагерь для беженцев на границе с Туркменистаном и Узбекистаном. На это из областного бюджета выделено 340 миллионов тенге. Республиканские СМИ ссылаются на источник этой информации - чиновников регионального уровня.
Недаром Европа уже стонет…
Такое сообщение вызвало неожиданную реакцию. На одном из международных организационных сайтов (есть такие специальные электронные площадки) появилась петиция - обращение к Президенту и акиму области под заголовком «Я против развертывания лагеря беженцев на территории Мангистауской области». Петиция собрала уже несколько тысяч подписей. «Опыт Европы показывает, что наплыв беженцев всегда связан с ростом преступности и дополнительной нагрузкой на бюджет», - говорится в обращении.
Тут же в СМИ и социальных сетях началось обсуждение этой темы. «Лагерь беженцев - это чрезвычайная ситуация социального характера. Уже не первый год у нас предусматриваются мероприятия на случай массового перехода беженцев из сопредельных стран, будь то со стороны России, Таджикистана и Узбекистана, с кем мы граничим. Мы должны быть готовыми», - приводят по этому поводу республиканские СМИ слова начальника департамента миграционной полиции МВД РК полковника Серика Саинова.
Однако явно не со стороны России или Узбекистана можно ждать беженцев. Речь о Сирии и Ираке. Телесюжеты о беженцах именно оттуда могут напугать кого угодно. Недаром Европа уже стонет. Однако тот же Серик Саинов заявляет: наплыва беженцев из Сирии нет, и они явно не заинтересованы в Казахстане, «потому что у нас не предусмотрены какие-то большие пособия, которые могут предложить европейские страны». Тогда зачем лагеря? Тот же чин МВД говорит: «В каждой области должны что-то предоставить. Ну не в дома же их заселять, не в гостиницы».
Бывший заместитель министра обороны генерал-майор в отставке Амирбек Тогусов считает строительство лагеря для несуществующих беженцев разбазариванием средств. А политолог Дос Кошим, цитируем: «это нужно воспринимать как проведение плановых учебно-тренировочных работ». Но опять вопрос: на уровне каждой области или государства?
Теперь уже бывший депутат самораспустившегося Мажилиса Ирина Аронова говорит, что при обсуждении республиканского бюджета на 2016 год ни о каких лагерях для беженцев даже разговора не было. То же самое заявил и сенатор от Костанайской области Серик Бектурганов. Тогда что же?
Организационная площадка
Вот что о своем сайте (там, где размещена петиция жителей Мангистауской области) пишут его авторы. «Каждый день более 70 миллионов посетителей из 196 стран используют наши онлайн-инструменты для того, чтобы изменить к лучшему жизнь в своих локальных, национальных и глобальных сообществах. Мы живем в замечательное время, когда появляется больше, чем когда-либо, возможностей для того, чтобы что-то изменить в мире. Собрать людей вокруг какой-то проблемы раньше было гораздо сложнее: требовались время, деньги и сложная инфраструктура. Но современные технологии позволяют нам теперь быстро координировать наши действия».
Возникает вопрос: а кто организатор этой интернет-площадки? Какие на самом деле преследует цели? В Костанайской области попытки найти знающих этот сайт людей успехом не увенчались. А от Мангистауской под петицией уже тысячи подписей!
Человек и государство
Есть в этом обращении между тем важный момент. В нем говорится, что вопрос по поводу размещения лагеря для беженцев с жителями региона не обсуждался. Может, зря? Или в особых случаях государство имеет право поступать по необходимости, в соответствии со своими международными обязательствами и глобальными вызовами?
«Тем, кто смотрит «зомбоящик», внушили, что беженцы опасны, - высказывает свое мнение правозащитник Тогжан Кизатова. - Петиция – это попытка некой группы ввести население в заблуждение, посеять ксенофобию в сознание людей».
- Услышал о лагере и удивился, - говорит депутат Костанайского областного маслихата Насыр Алашбаев. – Подумал, в Мангистауской области к паводку готовятся, что ли. Большие политики, может быть, больше знают. Но я не вижу проку в строительстве в регионах таких лагерей. Тем более за счет бюджета. У нас в деньгах нуждаются многие отрасли. Если бы меня спросили, надо ли нам принимать беженцев, я был бы против. Что они дают Западу? Многие, конечно, бегут от войны, но 10 процентов – люди случайные, и с какой целью они приходят в другие страны, еще надо понять. А мы слишком дорожим спокойствием в своей республике.
- Давайте не будем говорить об абстрактном милосердии, - считает политобозреватель Евгений Шибаршин. – Давайте думать, чем это обернется для общества. Кого мы будем принимать, чего они ищут у нас? Взяли бы те молодые люди, которых мы видим на телекартинках, в руки оружие, да навели в своей стране порядок. Да, прибежать они могут и к нам. Но о последствиях этого и о приоритетах, куда вкладывать деньги, должно думать государство. Если оно хочет изменить правила, найти у населения поддержку, надо действовать открыто. Через референдум, через законы. Но обязательно – ответственно.