Это еще подметил Цицерон. Много веков спустя мало что изменилось, и отечественные чиновники не отстают: образец «футбольной» бюрократии «КН» показали в Минэнергетики.
Почему «футбольной», объясним. Две недели редакция ждала ответы на вопросы от Министерства энергетики. Но зря. В номере «КН» за 21.01.2016 г. был опубликован материал «Дело, которое дурно пахнет?» Речь шла о том, что в соседнем с нами Троицке планируют построить марганцевый завод. Но россияне массово протестуют. Потому что считают: производство представляет серьезную угрозу здоровью.
От российского города до ближайшего села Костанайской области три километра. Знают ли наши экологи о новом производстве близ границы? Что скажут? «КН» направили запрос в Комитет экологии, который работает в составе Минэнергетики.
Казалось бы, кому как не этим специалистам приветствовать не бумажный, а электронный способ общения с прессой. Это ведь и пример подчиненным на местах, и способ сохранения леса. Но экологи думают и работают по-другому. Настаивали на том, чтобы мы прислали запрос обычной почтой. Спасибо, хоть на факс согласились. Но свой ответ направили все-таки обычной почтой.
И вот, продираясь сквозь лес канцелярского языка, читаем. Оказывается, наш вопрос вне ведения Комитета экологии, а по части работников Департамента международного сотрудничества и экономических интеграционных процессов. Мол, туда обращайтесь. Так этот же Департамент тоже входит в состав Минэнергетики! О чем собственно сами экологи нам и написали.
Граждане Казахстана в ожидании ответа. А чиновники тем временем пачкают бумагу, тратят деньги на конверт, марки, чтобы объявить: вы не по адресу. Обратитесь в соседний кабинет. Ну хорошо, не в соседний. Справедливости ради мы выяснили, что экологи и работники нужного нам департамента трудятся по разным адресам, но ведь в одном городе – Астане!
При этом заметьте, всё по закону. Ни один въедливый прокурор не придерется: ответ дан в срок и по существу. Хотя вокруг полно примеров, что можно и нужно работать по-другому.
«Здравствуйте. Мое имя... Как обращаться к вам? Включите громкую связь и нажимайте на кнопки, которые назову», – так с помощью оператора сотовой компании я на днях меняла настройки в телефоне. Время за полночь. Сдержаны, вежливы. «Могу ли еще чем-нибудь помочь?» – продолжала удивлять оператор. И я ей поставила «пять» в ответ на SMS, которое пришло чуть позже с просьбой оценить работу оператора. Одновременно в сервисных службах активно применяется еще один способ контроля над качеством работы персонала – запись разговоров с клиентами.
Даже в том случае, если речь идет о госуслугах, есть хорошие примеры. Позвоните в справочную 1414. Вас в любое время дня и ночи сориентируют по вопросам оказания госуслуг, подскажут номер телефона.
Но государственных контор, которые активно практикуют современные методы работы, пока очень мало. Здесь ведь даже зарплаты состоят почти на сто процентов из оклада. То есть неважно какие ты наработал за месяц показатели. Сумма заработка от этого не зависит.
Кстати, повторный запрос мы не стали отправлять туда, куда нас послали экологи. Мало ли, вдруг ошиблись. И тогда нам придет еще одно письмо с посылом в третий кабинет. Чтобы этого не случилось, наденем на запрос самую большую «шапку» – направим вопросы лично министру энергетики. Надеемся, уж он-то не пустит нас по кругу, а его помощник бережно относится к бумаге и слюнявит марки исключительно по делу.