Наш собеседник был одним из тех, кто 15 лет назад создавал Ассоциацию содействия предпринимательской деятельности Костанайской области. И 11 лет ее возглавляет. По образованию - экономист. Бывший банкир. Поэтому знает проблемы бизнеса изнутри. Чтобы их решить, может и зайти с тыла, и действовать, как говорят, со штыком наперевес.
«У нас все прозрачно»
- Петр Петрович, признаться, немного неожиданно, что ваша Ассоциация оказалась долгожителем. Когда-то на предпринимательском фронте таких было мало. Но сейчас, когда появилась Национальная палата предпринимателей «Атамекен» с крепкой господдержкой, прямым выходом на Правительство, как вам удается выживать?
- Почему выживать?! Ассоциация работает как боевой расчет. Только не военного, а мирного, предпринимательского подразделения. Когда идея создания Национальной палаты только зародилась, мы были ее противниками. Считали, что общественные объединения должны создаваться не государством, а волей тех слоев населения, кому это нужно. Тогда и активность выше. Бывал я в Германии, США, там предпринимательские объединения действуют по принципу добровольности. А тут задумка: охватить сразу всю республику. И когда Национальная палата появилась, мы, оценив ее потенциал, аккредитовались при ней, работаем как региональное общественное объединение. Решаем в первую очередь проблемы, это у нас святое, - членов своей Ассоциации. Хотя не отказываем и другим предпринимателям. Более того, нас давно знают и к нам даже больше приходят, чтобы получить достоверную информацию или без бюрократических проволочек решить какой-то вопрос. Крупное объединение всегда более неповоротливое.
- Бизнесмены редко бросают деньги на ветер, а тут приходится платить членские взносы сразу в два кармана. Много у вас членов?
– Сейчас - 20. Доходило до 25-27. Кто-то прекратил бизнес, кто-то в другой регион переехал. А кондитерская фабрика ушла, потому что ей выгоднее состоять в отраслевой ассоциации. Таких организаций много. Создали, например, Союз фермеров. У каждого - своя ниша. Если предприниматели готовы нам платить, значит, мы им нужны. Тем более что у нас все прозрачно. Возник вопрос, пытаемся его решить на региональном уровне. Если надо лоббировать на уровне республики, подключаем Национальную палату, прокуратуру.
«Ситуация начала меняться»
- У нас так много говорят о поддержке государством предпринимательства, что невольно возникает вопрос: а в чем ему еще надо содействовать?
- До 2012 года было много декларативности. Сообщалось, например, что правительство приняло постановление оказать бизнесу помощь - на проведение семинаров, на бесплатную юридическую помощь. И выделило на эти цели миллиард тенге. А кто проверял? Ситуация начала меняться, когда при Национальной палате создали центры поддержки предпринимательства, где учат, подсказывают. Что касается финансовой господдержки, то здесь все гораздо хуже. Я, например, член координационного совета при акиме области по реализации Дорожной карты бизнеса-2020. Всегда считал, что кто платит, тот и музыку заказывает. А с госфинансированием наоборот. Государство оплачивает, а музыку заказывают банки второго уровня. Они - единственные операторы. Решают, кому на проект деньги выделить, кому - нет. Координационный совет, не имея на то согласия банков, не проголосует.
- Так, значит, от банков надо бизнесменов защищать?
- От декларативности! Решения принимаются прекрасные, а вот их исполнение! Во-первых, сами предприниматели плохо информированы о решениях Правительства в пользу бизнеса. Во-вторых, в исполнительной власти встречаются руководители, которые либо не понимают, что должны делать, либо не хотят этим заниматься. Поэтому и возникают барьеры.
- Есть примеры?
– Их много. Все знают, что государство объявило компанию по легализации недвижимости. Хорошее дело. Есть в Костанае ИП «Савченко Н.Н.» Он последний из могикан- кооператоров, выпускает железобетонные изделия. Человек за последние годы расширил производство, модернизировал его. Когда объявили легализацию, захотел этим воспользоваться. И - началось! Пошел в ЦОН, там говорят: идите в Центр по недвижимости. Идет, там заявляют, разумеется, устно: надо заплатить за легализацию полмиллиона тенге. Савченко приходит к нам. Могу точно сказать: сам бы он ничего не сделал. И мы бы сами не сделали, если бы не подключили прокуратуру. Ее сотрудники пошли в ЦПН с проверкой. И только тогда чиновники признали: да, здесь что-то не так. Скостили сумму до 150 тысяч. Недавно читал выступление министра экономики Бахыта Султанова. Он возмущался, почему на местах требуют документы, которые по закону о легализации не нужны. Требуют! Пошел Савченко со всеми документами для утверждения на комиссию в городской акимат. Там ему говорят: дайте нам акт противопожарной службы, госэкспертизы. Зачем, ведь это по закону не требуется? Подошел к пожарным, а у тех свои расценки, и немалые. И опять бизнесмен у нашей двери. Когда наша Ассоциация берет кого-то под свое крыло, многие сразу «отпрыгивают». Попробуйте, например, получить под бизнес в банке кредит, если нет «крыши». Берем такого человека и ведем по всем банкам. Девять обойдем, в десятом кредит получим. И ведь в каждом - свои условия. Часто кабальные. Или еще пример: чтобы оформить участок под бизнес в земельном комитете, будешь год ходить. Сколько мы на разных уровнях бились, чтобы в Казахстане, наконец, появились нормальные регламенты госуслуг! Я в течение семи лет ездил в Астану, говорил и на уровне Парламента, и Правительства. Мы ведь взаимодействуем с Федерацией работодателей Казахстана, с республиканским Форумом предпринимателей. У нас есть даже специальная стратегия по выстраиванию отношений с госорганами. Кстати, этому важно научиться каждому предпринимателю. Наконец, госрегламенты появились. Теперь по закону вопрос по оформлению участка для бизнеса должен решаться в течение 20 дней. Но проблемы все равно возникают.
«Работы будет много»
- Как можно решить проблему пополнения бюджета?
- Сегодня в проверяющих органах «герои» те сотрудники, кто больше накопает и штрафов оформит. Мы же предлагаем: закрепите за каждым участок, и пусть сработают так, чтобы на этом участке у предпринимателей ни одного замечания не было. Это бы способствовало большему пополнению бюджета. Но сегодня, к сожалению, выгоднее вести бизнес непрозрачный. Дешевле обойдется, меньше времени потратишь.
- А если у вас спрашивают совета: с меня чиновник взятку требует, что делать?
- Очень категорично говорим: «Нет!» Но не все прислушиваются. Многие боятся не дать. Потому что за каждым предпринимателем - рабочие, у них семьи... И я не могу их осуждать. Коррупционные риски, хоть это иногда и не видно, создаются действиями самих чиновников. Оскомину набила уже тема по рекламному бизнесу. Нигде, кроме Костаная, не выдают землю под рекламные объекты на год-два. Если подумать, почему? Да потому, что держать этот бизнес на коротком поводке выгодно. Вот сейчас идет громкий процесс по делу бывших чиновников акимата Костаная. А ведь мы еще до возбуждения уголовного дела писали в антикоррупционную службу. От премьер-министра Масимова мы мотивированные ответы на свои обращения получали, а от акима Ахметжанова - нет! Ни одного внятного за год! Если эту тему продолжать, то и по департаменту архитектурно-строительного контроля, где всех потом пересажали, мы первые волну всколыхнули. Нам предприниматели жаловались, что там затягивают с выдачей документов. И не просто так, деньги тянули. Мы сообщили об этом в прокуратуру.
- Ассоциация и в судах интересы предпринимателей отстаивает...
- Если дело касается членов Ассоциации, то идем в суд третьей стороной. Не единожды доходили до Верховного суда. Потому что иногда на уровне области доказать правоту не получалось. Как, например, по мусорным полигонам в Лисаковске. Большую роль играет человеческий фактор: кто решил человека лишить бизнеса, какие у него для этого есть возможности...
- Но ведь сейчас госорганы без вас не обходятся?
- Это касается экспертных заключений по нормативно-правовым актам. Наша Ассоциация (с 2006 года. – Прим.авт.) и областной филиал Национальной палаты как общественные объединения аккредитованы при управлении предпринимательства и инновационного развития. Без нашего экспертного заключения - не ущемляет ли нормативно-правовой акт местной власти права бизнеса - в юстиции документ не зарегистрируют. Параллельно этот акт проходит экспертизу в Астане в специальном институте. За это платят бюджетные деньги, ну а мы - за спасибо. Да, мы не только этим пользу приносим. Наша Ассоциация заключила меморандумы с вузами области. Предоставляем студентам места для прохождения практики. Они же учатся у нас, как организовать работу общественного объединения.
- Наступит ли тот светлый момент, когда с бизнесом в стране все будет хорошо, и вам просто не в чем будет оказывать содействие предпринимателям?
– Такой момент, к сожалению, пока не просматривается. Законодательная база, да, совершенствуется. Но барьеров, где играет роль человеческий фактор, очень много. Общество должно стать другим. Поэтому работы у нас, я думаю, еще долго будет очень много.
– Спасибо.