Гость рубрики - глава белорусской общины в Костанае Леонид Шевченко.
- Леонид Владимирович, Беларусь возвращается в лоно демократической Европы. С Александра Лукашенко сняты ярлыки. Еще недавно на Западе его называли «последним диктатором Европы», не давали ему визу на въезд в страны Евросоюза, а в этом марте все двери перед ним открылись. Что означает, по-вашему, эта победа?
-Белоруссия по своей географической сути находится в центре Европы. Это транзитное государство, которое очень трудно обойти или объехать без ущерба для себя. Даже если бы не было политических причин для снятия санкций, экономические, реальные факторы подталкивали бы эти процессы в нужное русло. И если посмотреть на происходящее с высоты санкционного для Беларуси времени, то становится ясно: страна не пострадала, не стала беднее, не остановила производство, не выпрашивала займы. Сколько раз предрекали национальной валюте крах, но белорусские рубли по сей день спокойно обслуживают нужды государства и людей. Хорошо, что санкции сняли, что добрососедские отношения восстанавливаются, что политика становится многовекторной, каковой она и должна быть в глобальном мире.
- Аналитики видят двойное и тройное дно в сближении Беларуси с Западом, точнее, Запада с Беларусью. Евросоюз, США «приглашают» Лукашенко дружить против России и Путина. Вам нравятся такие трактовки?
- Нет. Хотя я вижу, кому это нравится. Я вижу, как вбрасывают информацию в социальные сети, как стараются обострить отношения Беларуси и России. Все это есть, и, наверное, мы еще не раз увидим попытки поссорить союзников. Но это не пройдет.
- Почему вы так уверены? На Украине прошло...
- Я совершенно убежден, что хорошие отношения России и Украины восстановятся. Мне жалко, что сейчас люди страдают, но именно поэтому они пойдут на сближение. Я думаю, Лукашенко будет этому способствовать. Помните, как он пытался в самом начале погасить этот огонь, встречался с Турчиновым, исполнявшим тогда обязанности президента Украины. Но тогда все еще были полны иллюзий, что счастье рядом. Что уже завтра не будет коррупционеров, что наступит настоящая демократия. Теперь люди видят другую сторону революции - разрушительную. Видят, что ломать легко, а строить трудно. И это понимание рано или поздно сыграет свою роль. В том числе для белорусов. Я вижу в этом прозрении и миссию президента Лукашенко. Исторические Минские соглашения состоялись, благодаря и его деятельному участию.
- И все-таки на Западе скрипят зубами: демократии в Беларуси, говорят, нет. А «Голос Америки», например, то же самое говорит о Казахстане, о России...
- Мое мнение на этот счет такое: демократия - это законы. Если законы работают на государство, значит, работает и демократия. Запад не видит демократию у нас, а я не вижу ее в нынешней Европе. Я вижу там анархию. Нам, чтобы попасть в Европу, надо получить визу, поездить, побегать по инстанциям. А приезжают, приплывают туда люди без документов и ногами, как говорится, открывают двери. Мигранты забрасывают камнями полицейских, перекрывают дороги. Это демократия? Нет, это анархия. На 100 процентов уверен, что в Беларуси, в Казахстане, в России такого не будет. У меня часто спрашивают: может ли цветная революция разразиться в Белоруссии? Я отвечаю: нет, не может. Не знаю, как будет через 100 лет, а вот в ближайшей перспективе в наших странах будет порядок.