О том, как встреча с чиновником может отразиться на жизни гражданина Казахстана.
Житель Житикары Владислав КАПУСТИН даже оставил работу после того, как к его супруге проявила интерес местная социальная служба. Мужчина переживает, как бы этот визит не вышел боком.
Мы вас не звали
– Это случилось несколько месяцев назад, – рассказывает 79-летний Владислав Капустин. – Прихожу домой на обед, а у нас три женщины. Одна из них держит в руках депозитную книжку жены и спрашивает у меня, что мы купили на деньги, снятые со счета. Другая женщина поинтересовалась, претендую ли я на квартиру супруги.
Гостьи не показали своих документов. Но я им поверил на слово. Потому что одну из них знал. Порядочная женщина из ветеранской организации. Другая, как выяснилось, тоже оттуда. Третья – из отдела занятости и социальных программ. Сказала, что они пришли к нам по анонимному звонку.
Что это за звонок и конкретную цель визита Владислав Капустин узнает позже, когда начнет писать в инстанции. А сделал он это не сразу.
– Поначалу махнул рукой. Прошел месяц. Вернулся домой с работы. Погода чудесная. Дай, думаю, пробегусь. Мимо меня проехала машина. Остановилась. Из нее вышел человек и кинулся ко мне.
Извиняюсь перед Владиславом Яковлевичем за мысль, которая мелькнула у меня в голове. Ведь историю рассказывал человек преклонного возраста, из которой следовало еще и то, что он трудится на предприятии, на «ты» обращается с сотовым телефоном, не понаслышке знает, что такое Интернет. Чем глубже погружался Владислав Капустин в рассказ, тем меньше оставалось сомнений в его ясном уме.
Безопасности ради
– Забежал я в магазин. Подождал немного. Вышел, нет никого. Вот тогда и подумал, что нужно мне с тем случаем разобраться. Убедиться, что за тем визитом нет ничего дурного. А то мало ли... Попаду в больницу и некому будет бабушку мою защитить. Она же любую бумагу может подписать. Сами видите. Это не так давно началось.
В отличие от мужа с сознанием 83-летней Галины Голдобиной действительно проблемы: смешалось настоящее, прошлое и то, чего никогда не было. Владислав Яковлевич рассказывает, что повел жену в больницу, показал психиатру. Услышал, что это возрастное и процесс, увы, не остановить. И тогда, чтобы обезопасить семью, не позволить кому-то воспользоваться положением супруги, муж решил оформить над ней опеку.
– Написал заявление в суд, но потом забрал, – рассказывает Капустин. – Потому что услышал, что процесс сложный. Нужно признать Галину недееспособной. Меня успокоили, мол, нет необходимости ввязываться в такое сложное дело. Потому что я – официальный муж, а значит, никаких лишних действий супруга не совершит: ничего не подарит, не продаст.
В поисках ответов
Мысль об опекунстве Владислав Капустин оставил. А вот визитом непрошеных гостей занялся плотно.
– Был на приеме у руководителя отдела занятости и соцпрограмм акимата Житикаринского района Мекебаевой, – рассказывает пенсионер. – Ответила, что действительно поступил звонок на телефон доверия, который касался нашей семьи. Поэтому к нам и пришли узнать, не нуждаемся ли в каких-либо социальных услугах. Но устного ответа мне было мало. Написал заявление.
А был ли мальчик – звонок на телефон доверия? Вот что в первую очередь интересовало Владислава Яковлевича. И он обратился так же в районную прокуратуру.
Личность звонившей установлена. Обращение и суть сигнала она подтверждает, сообщили Владиславу Капустину из надзорного органа.
А в ответе из отдела занятости и соцпрограмм даже адрес «благодетельницы» прописали. Мол, она сигнализировала о том, что у проживающей по такому-то адресу Галины Голдобиной неухоженный вид, неопрятно одета, от нее исходит неприятный запах. Ранее выходила на прогулку возле подъезда, а теперь не видно. Значит, по мнению анонима, ей нужна помощь.
«Исключительно с целью проведения обследования на предмет предоставления специальных соцуслуг по обслуживанию на дому и было проведено посещение квартиры», – подчеркивает в своем ответе руководство отдела занятости. Естественно, тот факт, что соцработник спрашивал о личном имуществе гражданина, отрицает.
– Пошел я к этой женщине. Ведь, как выяснилось, она живет в соседнем подъезде. Кто такая – не знаю. И в голове не укладывается, с чего бы это она вот так сразу позвонила в соцслужбу. Быть может, и не делала этого вовсе, – оставались у Владислава Капустина сомнения.
Да так и не развеялись по сей день. Потому что, говорит, сначала долго не мог застать соседку дома. Дождался, позвонил в домофон, но она разговаривать отказалась. Через время Капустин сделал еще одну попытку, после чего женщина сказала, что вызовет в следующий раз полицию.
Кто прав?
– Вот если бы в тот день мне сразу все толком объяснили, – так и не стал бы я по инстанциям ходить, разбираться, – говорит Владислав Капустин. – Но соцработник повела себя по-другому. Разговаривала грубо. Интересовалась тем, что ее не должно волновать. Еще и по звонку анонимному явилась. Как тут разные мысли не возникнут?! Зашел я в Интернет, изучил суть вопроса. Узнал, что существует Стандарт оказания специальных социальных услуг. В итоге теперь вообще считаю, что по анонимным звонкам проводить обследование жилищных, материально-бытовых условий незаконно. Только по личному заявлению гражданина или его законного представителя.
Не хотелось прерывать рассказ, но я не удержалась.
– Интернет?
– Да. Интернет, – ответил Владислав Яковлевич. – Какое-то время назад я ходил на компьютерные курсы. А год назад купил себе ноутбук. Полезная штука. Все можно найти.
Тонкостей по поводу того, в каких случаях соцработники имеют право приходить в квартиры с обследованием материально-бытовых, жилищных условий в ответе социальной службы не было. Поэтому пенсионер написал еще один запрос. Потребовав уже признать обследование незаконным. Но соцслужба защищается, ссылаясь на тот самый Стандарт что и пенсионер. Только на другую часть, которая наделяет ее правом выявлять граждан, нуждающихся в специальных соцуслугах, в частности, надомном обслуживании. Совместно с организациями здравоохранения, отдела внутренних дел, совета ветеранов.
Тем не менее Владислав Яковлевич во имя безопасности своей семьи написал еще одно письмо в прокуратуру. Другое – акиму района, потому что ему подчиняется отдел занятости и социальных программ. Ждет ответ.
Как пояснила юрист «КН» Светлана Абдрашитова, гражданин, который не совершал преступления, дееспособен, его действия не угрожают окружающим, имеет полное право не открывать дверь каким бы то ни было службам вне зависимости от их целей.
Большой человек
После этой истории жизнь Владислава Капустина изменилась. С 1 февраля он оставил работу.
– Переживаете, что непрошеные гости еще раз могут в дом прийти?
– Не только поэтому. Жене требуется все больше внимания. Да и я уставать что-то стал. Нашел в Интернете, какие занятия с бабушкой нужно проводить. Мячи купил для разминки. Гуляем чаще. Я сам могу и готовить, и дом убирать. Но сейчас нанял женщину. Она лучше справится. Да и дача скоро у меня начнется.
– Нанятой женщине нужно ведь платить. А государство может бесплатно оказывать соцуслугу на дому.
– Не нуждаемся в этом. Мы ведь пока еще не немощные. Пенсия у нас достойная.
Кому-то может показаться, что квартира у супругов неухоженная. Но так стоит сделать скидку на то, какого возраста люди в ней живут. Зрение уже не настолько острое, чтобы видеть каждую пылинку. Пахнет от человека как от розы тоже не всю жизнь.
Была уверена, что Владислав Капустин – человек интеллектуального труда. Ошиблась. Он – электромонтер самого высокого разряда.
– Работал у нас по релейной защите и автоматике. Такие специалисты, как Владислав Яковлевич, на вес золота, – говорит уже бывший его руководитель Мурзабай Ерекенов, начальник ГКП «Житикаракоммунэнерго». – А он еще и человек замечательный, с большой буквы.
– На таких как наш Владислав Яковлевич нужно равняться молодежи. Порядочный, скромный, с активной гражданской позицией. Ни в коем случае не склочный. Просто грамотный, – добавляют коллеги Капустина, отмечая еще и его пытливый ум. Посещал курсы по изучению казахского языка, компьютера. Плюс по сей день выходит на все соревнования по бегу среди населения. И в своей группе всегда в числе призеров.
Все у нас хорошо
Кстати, от бывших коллег Владислава Яковлевича мы узнали, что полностью работу он не оставил. Обслуживает оборудование на одном из рынков. Потому что лучше чем он с этим никто не справится.
Сам же о себе Владислав Яковлевич рассказывает мало. Приехал в Житикару в конце 60-х из Украины в командировку. Город понравился так, что мужчина здесь и остался. А через несколько лет из Башкирии приехала Галина Голдобина. Так до самой пенсии и трудилась с Владиславом Яковлевичем в одной организации. Поженились... в прошлом году.
– У нее своя семья была, у меня своя. Но... – Владислав Яковлевич не вдается в подробности. – Вместе с Галей живем с 2005 года в ее квартире. Моя пустует. Сын и мой, и ее в России. У нас хорошие отношения. И с внучками тоже. Они здесь живут. Почему в прошлом году решили расписаться? У нас тут к одному соседу нет-нет полицейские наведывались. К нам вопросы заходили задавать. А так как я Гале официально никто, все вопросы к ней. Выходит, в случае чего с моей стороны может быть меньше защищена. Непорядок.