Ну представьте: полвека отбыл в деревне мужик, чинил в гараже моторы, с женой троих сыновей уже поженили, дом есть, прибыток тоже – чего еще надо? Так нет же, вдруг захотелось ему перепелиных яиц.
Все мы мастера мечтать
Эдуард Стрельцов, коренастый, с крепкой рукой, мало заботится о том, как он будет выглядеть в глазах гостей. Сказал как отрезал: «К клеткам с перепелами не подпущу – стресс им ни к чему». Я оглядываюсь. В небольшом доме под одной крышей гараж-мастерская, куда однажды заглянул по автомобильной нужде человек из отдела предпринимательства акимата. Слово за слово, предложил: «Слушай, Стрелец, ты мужик рукастый, почему грант не возьмешь? Хорошие деньги для раскрутки бизнеса государство дает. Только идею толковую подбери».
Все мы мастера мечтать. Всем не единожды падало на голову яблоко, но только Ньютон догадался вывести из этого факта Закон всемирного тяготения. Эдуард не мечтал о заоблачном. Он человек земной. Но слова акиматовского человека его зацепили. И основание к тому имелось.
Были с женой у родственников в Кургане. Те потихоньку фермерствуют, всего понемножку: птица, козы, борова... Угощали сарыкольцев в том числе и перепелиными яйцами. Ничего особенного – яйца как яйца, только рябенькие и раза в четыре меньше, чем куриные. Стрельцов пару десятков завернул в машину. Дома положил в инкубатор – любопытство взяло: что вылупится-то? Из десятков вылупились три махонькие цыпаньки. Гляделись они экзотично, но практически цена им – грош. Но голове покоя уже не было – Эдуард специально поехал в Костанай посмотреть, кто и как на перепелах делает бизнес. Это было два года назад. Залез в Интернет, сделал одну клеточку, вторую. Разместили перепелятник в одной из комнат. Урожай получился нежданный – 250 штук своих цыплят. А с ними и морока еще та: как понять, где петушок, а где курочка? Куда девать яйца? Где брать «сортосмену»? Как из всей этой самодеятельности сделать путевое дело? В общем, чем глубже узнавали Эдуард и Оля особенности этой радости, тем больше мрачнели – с гаражно-моторными деньгами тут нечего и делать.
И вдруг, как в сказке, предложение взять безвозмездные деньги у государства... Эдуард говорит мне, что до последнего в подобные игры не верил. На заседании комиссии по рассмотрению бизнес-проектов было 12 человек. Требования к подбору документов и к кандидатам, как в отделе кадров воздушно-десантных войск. Хвала снохе-бухгалтеру, это она помогла свекру-Стрельцу детально и грамотно составить бизнес-план. И вот приговор – годен! 1 миллион 957 тысяч тенге твои.
Ванюшке всюду камушки
Эйфория длилась недолго – наступила череда будничных хлопот, когда дни и месяцы буквально тонут в мелочах и истрепанных нервах. Это напоминает ремонт в квартире – ты планируешь время и расходы, а в итоге получаешь сумасшедший долгострой. Слушаем Стрельца:
– В огороде разровнял болотистую площадку. Под цех купил два 40-футовых контейнера – можно было купить дешевле, но в этом случае никто не дает счета-фактуры, справок, расходников. Контейнеры голые. Утеплили и поставили в огороде. Далее – электропроводка, вентиляционная шахта, автономная система водоподачи к поилкам. Никакой отсебятины: все это закупалось фабричное, монтировали специалисты. Исключение – фабричная четырехъярусная клетка на 150 голов, 180 тысяч тенге. Я сделал их сам – вышло вполовину дешевле. Поехали дальше – энергоснабжение. Надеяться на местные линии я не мог, поскольку бывают перебои с подачей. Связался с китайцами, те предложили ветряной электрогенератор, гелевые аккумуляторы, инвекторы – за все 400 долларов. Хорошо бы сюда прибавить еще солнечные батареи для стабильного электроснабжения, но это когда деньгами разживусь. В общем, на все, что нынче функционирует в виде перепелиной фермы, потрачено 2 миллиона 500 тысяч тенге.
– Гром аплодисментов?
– Не, были и траурные марши: из купленных в Алматы полтысячи цыплят до Сарыколя довез меньше половины. Каждый цыпленок – тысяча тенге. Это я теперь знаю, что возить их надо так же бережно, как бриллианты.
Знание – сила
Стрелец слово не сдержал – все-таки открыл мне двери своей фермы. Велел говорить шепотом, снимать без фотовспышки и долго не задерживаться. Помещение небольшое, но емкое, ставшее комфортной средой обитания для полутора тысяч перепелов. Все они на одно лицо, но национальности разной: французские, белые техасские – все родом из птичьей фабрики, что под Екатеринбургом. Воздух чист, температура плюс 22, свет горит беспрерывно 18 часов в сутки, питье – сколько природа требует. За всем следит автоматическая система жизнеобеспечения. При таком режиме с 50-суточного возраста курочка несет ежедневно, за исключением трех-четырех дней, когда организм берет выходные. После года жизни идет выбраковка.
Отдельная строка ухода – кормоприготовление. Из рассказа Стрельца я понял, что этот процесс ближе к аптечному делу, где все выверяется до грамма. Но можно все предельно упростить – купить на рынке. Один кг – 180 тенге. На тысячу пернатых едоков 30 килограммов – крутовато получается. Поэтому Стрелец делает так. Покупает в Кургане белково-витаминные препараты по 10 тыс. тенге за 50-килограммовый мешок. Его хватает на тонну кормов. В крупорушку засыпается пшеница, ячмень, гречка, семечки, кукуруза, обогащается все это мясокостной мукой, белково-витаминными добавками, мелом и ракушечником. Все, кушать подано. На словах – как делать нечего. В естестве еще та головная боль: желудочки у птах нежные, чуть что не так – падеж. Страшнее слова для птичников не бывает.
В Костанай Стрелец отправляет 2,5 тысячи яиц. У него договоренность с сетью реализаторов, механизм взаимодействия отлажен, продукция сертифицирована, проблем нет. Часть яиц расходится в Сарыколе. Это уже не с барского стола продукт, народ давно прошерстил Интернет по поводу его полезности: в перепелиных яйцах нет холестерина. Содержат много витаминов, аминокислот и микроэлементов. В них никогда не бывает сальмонеллы. О диетическом мясе та же песня.
Не боги горшки обжигают
Почему я так подробно обо всем этом пишу? По двум причинам. Первая: в реальной жизни много нытья о том, что одним Бог дает все, а другим – ничего. Что без мохнатой руки не сделать и шагу. Что, прежде чем разбогатеть, нужно горбатиться, а хотелось бы все и сразу, как в сказке про Золушку в ее финальной части.
Эдуарда Стрельцова Бог в маковку не целовал. Наделил лишь хорошими руками по моторной части. Пока сам Стрелец однажды не понял, что 50 лет – это еще не старость. Поэтому взял и поймал свою жар-птицу.
Если же без лирики, то, конечно, не последнее дело, в каком регионе вы окажетесь, какой будет ветер в ваши паруса, какой аким и его команда станут на вашем пути. В прошлом году в Сарыкольском районе только вне Карты индустриализации было введено восемь новых проектов, охвативших различные производственные сферы – тут и табунное коневодство, и цех по переработке мясной продукции, и крупная реконструкция хлебопекарного пункта, и свиноводство... Перепелиная ферма в их числе. Вот так, без волокиты и пустых обещаний дело ставится на поток. Больше сотни человек получили работу. Акиму района и его службам за это большой респект.
Причина вторая. Если вас угораздит окунуться в перепелиный бизнес (как, впрочем, и в любой другой), стоит на примере Стрельца понять, что это не кости в домино скидывать. Много тонкостей, которых на поверхности поначалу и не видно. Запаситесь терпением и пробейте на калькуляторе свои стартовые возможности, а в окружающем мире свои коммуникативные способности. У вас масса талантов. Разбудите их. Все остальное пойдет как по маслу. Или почти как.