В череде маститых фамилий бывалые театралы называют глубокой и его игру. 29-летний актер областного драмтеатра. Белокурый. Смешливый. Чем же он зацепил зрителя? Почему считает, что до 20 лет был «дремучим»? Для чего ночью приходит на сцену? И, правда ли, что за его плечами рэп, брейк-данс и банда? Мы спросили Максима и об этом. Вот что он ответил:
Про детство
Акмолинская область, Есильский район, село Двуречное. Обычная советская семья - мама, папа, я и старший брат. Если говорить о детстве, то это лето и центральная улица Ленина. Она мне казалась самой живой по сравнению с другими. Мы с друзьями пропадали там с утра до вечера.
Тогда в абсолютно каждом доме было по два-три ребенка, и это было классно. Такие ватаги дают первое ощущение силы, плеча, единства, коллективного духа, если хотите. Я и моя соседка Рита Упорова были заводилами. Ничего такого не вытворяли, обычные игры всей гурьбой. Вы знаете, я частенько наблюдаю за нынешними детьми во дворах. Да, все у них также - догонялки, войнушки, да и «дочки-матери» неистребимы.
Про корни
Папа по профессии сварщик. Результат его работы славится на всю округу, а по призванию он - рыбак. И в мороз, и в праздники на рыбалке. Мама - педагог, а по призванию - артистка, закончила Культпросвет. Тягу к творчеству я унаследовал от неё. Даже на расстоянии чувствую любовь родителей. Это важно ощущать и дочери, и сыну. Это тыл, поддержка, уверенность в себе. После школы я поступил в Торгайский аграрно-технический колледж на специальность «Организация фермерского хозяйства». Откуда такой выбор? Я подумал, что смогу. И даже закончил с красным дипломом. Параллельно собрал команду КВН. Мы победили на уровне города. Мама все повторяла, что мне нужно поступать в театральный, а я смеялся. Да и непростое тогда было время. Не мог я топнуть ногой и потребовать от родителей получить образование в большом городе. Вот и пошел на бюджет, чтобы найти себе дело для заработка.
Потом в Костанай поехал получать высшее образование, но через год мне сообщили, что меня не могут доучить, изменились условия. Я, если честно, психанул. И сам пришел в военкомат. Служил в погранвойсках на Мангышлаке. Стал там своим благодаря тому, что пародировал ротных и командиров. Захожу в туалет и голосом ротного: «Так, опять порядка нет!» Все сигареты бросают, а ведь табак на вес золота. Но на меня не злились, сами же снова купились. Армия — это типажи, характеры. Я не жалею, что отслужил. После армии восстановился заочно на агронома. Параллельно кем только не работал. Грузчиком, торговым представителем, на стройке…
Учусь и у этого мальчишки на снимке".
Про театр
О театре я никогда не помышлял. Мама работала в ДК, я всегда был рядом и во всём принимал участие: песни, танцы, инсценировки. На сцене чувствовал себя уверенно, но воспринимал это как увлечение. В настоящий театр попал только в 20 лет. Я был абсолютно уверен, что театр простым смертным недоступен. И вот в 2006 году учеба в вузе идет своим чередом, но пусто на душе как-то. Я тогда много писал. Стихи, рэп. Уличный, про жизнь, с матами. И тут вдруг слышу про театр. О том, что билеты на спектакль стоят не так уж и дорого. Более того, я – простой парень в джинсах и свитере, могу прийти туда, и в меня не будут тыкать пальцем. Купил билет на спектакль «Очень простая история». Эмоции зашкаливали, но я и не мыслил себя по ту сторону, на сцене.
Дальше пошла творческая жизнь, я записывал с ребятами хип-хоп, танцевал брейк на улице. И однажды, болтая за жизнь с другом Кудайбергеном Айдосовым, рассказал ему один случай годичной давности. Это и перевернуло мою жизнь.
Про случай
В 2008 году я искал работу. В одном агентстве по трудоустройству, перебрав все вакансии, смеха ради, мне девушки и выдали: «Ну в артисты тогда иди!» А я и зацепился. Шутите, спрашиваю. Нет, говорят, правда, театр актеров ищет. И дают направление. Я глазам своим не поверил. С этой бумажкой из района Наримановки до драмтеатра буквально летел. И уже, знаете ли, с полным рюкзаком славы. Представлял, как мне аплодируют зрители в зале. В общем, захожу и с ходу к режиссеру Лиопе. Сан Саныч удивился такой наглости, вызвал кого-то, говорит, мы, правда, давали объявление? Оказалось, эксперимент администратора. Ну а я, за свое. Не беда, что агроном, зато опыт в КВН. Руки дрожат, а я распинаюсь. Не знаю, чем я взял Лиопу, но он сказал: «Для начала в нашу студию походи».
А потом режиссер озвучил зарплату, если меня возьмут, 15 тысяч тенге. У меня все внутри рухнуло. Я в то время грузчиком около 50 тысяч тенге зарабатывал. В голове прикинул: учеба, съем жилья… Не потяну. В общем, в студию я не пошел.
Друг Кудайберген выслушал эту историю и говорит: «Надо идти в студию». И мы пошли. Год спустя! Надели строгие костюмы, туфли, рубашки, галстуки. Пришли в театр. В студию к Виктору Александровичу Крепкину. Заходим в зал, а там все в трениках и футболках. Стоят в кругу и хлопают в ритм. Я опешил. Это что ли театр?! Секта какая-то. В общем, в следующий раз мы уже в трениках пришли. И понеслось. Учились заново ходить, говорить, танцевать и даже фехтовать. Я начал много читать. Буквально через две недели взяли в массовку. В отпуске я работал на стройке. К примеру, торговый центр MАRT строил. А родителям сообщил, когда уже дали роль и официально взяли в актеры. Мама была в шоке, но обрадовалась. Она часто приезжает на мои спектакли. Папа тоже однажды был. В спектакле «Нежданный повод для любви» я играл лишь в первом акте. Вышел, выдал дивертисмент и удалился. Папа посмотрел на маму: «Максим – всё?» Она кивнула. Он выдохнул: «Ну, я тогда пошел». Люблю своих родителей. Они – настоящие.
- За что вызывали родителей в школу?
- «Ваш сын крутится на голове». Я тогда уже увлекся брейком, а для учителей это было страшно. Объясняли, что их могут посадить, если я сверну себе шею. Крутись, но в другом месте.
- Что в театре шокировало?
- Грим. Я, брутальный рэпер с улицы, должен красить ресницы и пудриться?! Ни за что! Я вам не этот, возмущался я. Потом взял себя в руки, театр есть театр.
- Твой сумасбродный поступок.
- Ради эффектного фото повис на высоте. Держался руками за железную балку. Дело было в разрушенном здании спиртзавода за баней «Самал». Все вокруг говорили, что дурак. Страшно не было. Там буквально ногу протянуть, и опора (на самом деле на фото жуть – висящий над пропастью человек, кажется, вот-вот сорвется. – Прим. авт.).
- Посоветуй музыку, книгу, кино.
- Фортепиано, духовная музыка. А раньше слушал русский философский рэп: Рем Дигга, Чемодан, 25/17, Zambezi, Типси Тип. Из кино посмотрите «Афоню». Добрый и грустный, простой и глубокий честный фильм с хорошей игрой. Из последних книг меня впечатлила «Над пропастью во ржи». Мне близка позиция главного героя. Помните, как он сказал про актеров, которые кривляются и ведут себя вовсе не похоже на людей. Прав, Колфилд, актеры этим грешат и сегодня.
Про амбиции
Если вы про звездную болезнь, то, говорят, в моей карточке стоит ее записать. Возможно, раньше я и, правда, позволял себе что-то лишнее. Если же серьезно, я считаю, что актер провинциального театра и слава – понятия несовместимые. Нас не узнают на улице, не берут автографы. Оттого еще интересней. Можно не распыляться на лишнее. Что касается амбиций, у меня полное ощущение, что я родился актером. Просто поздно это понял. Или не поздно…
Эта профессия тем и хороша, что рост в ней бесконечен. Каждый раз по-новому играю и понимаю роль. Порой, главными в пьесе оказываются фразы, которые я и не замечал сначала. В театре невозможно достичь совершенства. Всегда есть куда расти.
Я окончил актёрский факультет в Челябинской академии искусств. Хотел бы попробовать себя в кино. Но на чемоданах не сижу. Пока я здесь нужен, я здесь. С этим театром у меня особые отношения. Мы с женой и дочерью живем в общежитии при театре. И пока это плюс. Знаете, почему? Я могу вечерком, когда все уже ушли домой, выйти на сцену. Походить, подышать и даже полежать на сцене. Лежу и говорю с театром. О его проблемах, о своих, о наших общих. Я люблю его, и, мне кажется, театр тоже меня любит.
Про себя
Погружение в роль требует уединения. В такие моменты актеры, порой, невыносимы, на грани шизофрении. Я благодарен жене Кристине за понимание. Ее главное отличие от всех остальных девушек - мудрость. Думаю, секрет счастливых браков в умении не обострять.
Итак, про меня-интроверта. Я не люблю пышные торжества. Не понимаю ужинов, куда приглашают ради выгодных знакомств. У меня стало совсем немного друзей, хотя раньше я был балагуром. Мне в удовольствие посидеть дома, почитать книги, пообщаться с людьми, которые что-то ищут в жизни, не боятся меняться. Порой меня считают вредным. Я не люблю, когда в гримёрке кто-то садится на мой стул, трогает мои вещи. В общем, я - зануда. Я серьезно отношусь к энергетике, атмосфере, настрою.
Внутреннее одиночество – постоянное состояние моей души. Правда, я пришел к выводу, что его нужно культивировать и пользоваться им. Пусть это вытекает в те же стихи, познание глубины роли или в картину на стене. Смысл жизни в познании и созидании. Это важно помнить, когда мы, интроверты, замыкаемся в себе. Еще важно вовремя дверцу в свой мир все-таки открыть, хотя бы для самых близких.
Про детей
Мне кажется, дети – совершенные люди. У меня есть такие стихи: «В каждом из нас отражается Бог. Мы помним это, пока мы дети. И если ты улыбнуться смог, значит, ты Его отражение встретил». Такие стихи я пишу нынче. После рэпа. Еще преподаю в гимназии уроки театра. И развиваюсь вместе с детьми. Мне с ними интересно. А еще моя дочь Карина уже сыграла свою первую роль. Ангелочка. В спектакле «Очень простая история». В том самом, с которого началось мое первое знакомство с театром.