«Ретроскоп» продолжает рассказывать о тех людях, которые руководили нашим степным краем до революционных событий 1917 года. Были они, как правило, незаурядными личностями.
Александр Петрович Проценко отправлял должность военного Тургайского губернатора в 1883-1888 годах. И на его долю выпал, пожалуй, самый ответственный период в истории края. В начале 80-х годов девятнадцатого века началось массовое переселение в новый город Николаевск (Кустанай) тысяч переселенцев с Украины и центральных областей России. Ничего для этого готово не было. Все административные вопросы, связанные с землей, жильем, питанием, ссудами для прибывающих крестьян, надо было решать, как говорится, с колес.
Газета «Тургайские областные ведомости» в 1892 году писала о начале переселения так: «Особенно большой поток крестьян был с 1884 по 1888 год. Переселенцы приходили массами, одни из них оставались в Кустанае, другие уходили обратно, третьи шли дальше на юго-восток». И это при том, что в самом городе постоянно жили на 1886 год всего 7325 человек. Именно об этом периоде истории Кустанайщины писал переселенческий чиновник В. Дедлов: «И идут, идут, идут эти самарцы, туляки, екатеринославцы, черниговцы, киевляне, подольцы от ранней весны до поздней осени на восток и обратно. Идут богатые, идут нищие, сильные и больные, умные и глупые, семейные старики и только что обвенчанные влюбленные, глупые от молодости и от медового месяца парочки. Идут Русь, и татары, мордва и чуваши, малороссы и немцы. Куда идут? В Кустанай…» И всем этим занимался тогда губернатор А. Проценко и уездный начальник А. Сипайлов.
Сам Александр Петрович Проценко был кадровым военным, но с задатками ученого, исследователя. До назначения его в Тургайскую область заведовал азиатской частью Генерального штаба российской армии, был военным губернатором Семипалатинской области. В 60-70-х годах ХIХ века он как военный исследователь и, вероятно, разведчик участвовал в научных экспедициях генерала Колпаковского в Чуйскую долину, изучал Семиречье, исследовал перевалы Тянь-Шаня, составлял рекогносцировку возможных путей в Кашгар, а также участвовал в войне с кокандцами.
Чтобы ознакомиться с проблемами переселенцев, Александр Проценко прибыл в 1885 году в Николаевск сам. И застал, как писали тогда, «полное неустройство во всех отношениях». Причем настолько полное, что губернатор стал ходатайствовать перед Санкт-Петербургом о приостановлении переселенческого движения, пока не удастся навести хотя бы элементарный порядок. Но поток людей было уже не остановить. Поэтому Проценко, чтобы разгрузить город, стал способствовать созданию вокруг него поселков.
Однако многие формальные препятствия, связанные с отведением земель, даже военному губернатору было не перешагнуть. Мздоимство было невероятным, местные старшины, бии и прочие авторитетные люди Степи поняли выгоду для себя от этого дела. Александр Петрович с неудовольствием докладывал в столицу: «…Нужны хлопоты и расходы: для выборных волостного съезда требуются гораздо более дорогие и продолжительные угощения, каждому участвовавшему в съезде аульному старшине и выборному нужно было дать денег, иначе он не даст согласия на сдачу (земель в аренду. – Прим. автора), а волостной управитель и писарь не удовлетворятся подарком в несколько рублей. И аульный сход требовал угощения, которое нередко продолжалось несколько дней».
А тут еще к середине восьмидесятых годов резко обострились отношения местного кочевого и полукочевого населения с переселенцами. Порой доходило до кровопролития. В 1884-1885 годах губернатор по просьбе уездного начальника вынужден был прислать в Кустанай для поддержания порядка полусотню оренбургских казаков.
В ноябре 1883 года по всей Российской империи была открыта первая подписка по сбору средств на строительство «…во вновь устраиваемом городе на урочище Кустанай…» храма во имя Святителя Николая Чудотворца. На месте этим занимался губернатор Проценко. В 1884-1886 годах начали решаться вопросы учреждения в Кустанае первых двух училищ: мужского и женского. А с 1886 года, в том числе стараниями губернатора, начались знаменитые кустанайские ярмарки, которые и стали основным источником дохода городской казны вплоть до 1917 года. Вот такая вкратце ситуация имела место в городе Кустанае и Кустанайском уезде во времена губернаторства Александра Петровича Проценко.
Анатолий Тихановский