Ни одно государство не может жить вне остального мира. В том числе Казахстан. Об этом мы говорим с кандидатом политических наук, руководителем Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андреем ЧЕБОТАРЕВЫМ.
– Андрей Евгеньевич, сегодня многие политологи считают, что, если бы не предстоящие 20 марта выборы, внутреннюю политическую жизнь в Казахстане можно было бы назвать умиротворенной и вялой. Насколько это справедливо?
– В значительной степени. Даже выборы проходят без серьезных дискуссий, горячих дебатов. Складывается впечатление, что каждая партия варится сама по себе, не особо заботясь о победе. Что касается межвыборного периода, то здесь политическая жизнь вообще замирает.
– Тогда как расценить тот скандал, который на днях случился с известным казахстанским экономистом и политиком Петром Своиком? Друзья по партийным рядам обещали его «публично высечь» и вообще потребовали убираться вон. Это в такой-то предвыборный период…
– Я давно слежу за публикациями Петра Своика и вижу, что претензии к нему его соратников зрели давно. И по языковой политике, и по его отношению к Евразийскому экономическому союзу. Это недовольство, кстати, касается не только Своика. Однако внутрипартийный скандал именно сейчас стратегически неверен. Можно оттолкнуть часть электората.
– Евразийский союз и партнерские отношения с Россией, которым в Казахстане оказывается государственная поддержка, не дают покоя некоторым политическим силам не только внутри нашей страны. Недавно сайт одного из самых известных британских информагентств опубликовал статью, которая называется «После Украины Казахстан обеспокоен начинающейся автономией этнических русских». И где начинается? В Костанае! Абсурд какой-то. Как вы расцениваете подобные информационные вбросы?
– Это явно заказная статья! Мы уже видели немало подобных и в прошлом, и в позапрошлом году. Когда зарубежные СМИ пытаются говорить о сепаратистских настроениях в разных странах бывшего Союза, проводя параллели с Украиной. Соответственно, с их понятиями относительно Крыма, Донбасса, а также причин того, что там происходило и происходит. Цель и в этом случае банальная – столкнуть Казахстан и Россию. Тем более сейчас, когда тема Украины уходит на второй план. А на первый выступает Ближний Восток, урегулирование в Сирии, проблемы борьбы с терроризмом.
– Читала, Андрей Евгеньевич, ваше выступление на недавней международной конференции, посвященной проблемам противодействия глобальным вызовам национальной безопасности. Вы говорили о проблемах сотрудничества стран Каспийского региона. И на первое место среди угроз поставили рост терроризма и религиозного экстремизма. Почему?
– Потому что это действительно проблема. И она существует внутри практически всех стран Каспийского региона, включая Казахстан. Кроме, пожалуй, Ирана, где выстроена своя внутренняя система защиты. В этом смысле Каспийский регион – всего лишь отражение общих тенденций. Понятно же, что угроза терроризма гораздо шире.
– В последнее время центром проявления таких угроз становится Турция. Каждый день там случаются террористические акты, гибнут люди. Это кажется удивительным, если учесть, что это исламская страна, а ИГИЛ против нее не воюет.
– Турция сейчас сама пытается влиять на политические процессы на Ближнем Востоке. И тем самым вызывает неприязнь со стороны тех же курдов. Против которых Турция ведет игру. Возможно, что там просматривается не только курдский след. В стране происходит явная исламизация, и у такой политики есть противники.
– У Казахстана свой интерес к Турции. Об этом не так давно говорил и наш Президент. Вот только приходится балансировать между двумя важными партнерами – Россией и Турцией, которые, увы, в последнее время не ладят. Это трудно.
– Была, на мой взгляд, единственная трудность, которая затронула Казахстан. Это традиционный провоз турецких товаров через Россию. Что делать? Пришлось договариваться. Вопрос в принципе решаемый, его не надо политизировать. Кроме того, Россия ведь не требует от нас решать, с кем Казахстан. Поэтому нам достаточно занимать нейтральную позицию. Может быть, искать механизмы примирения своих партнеров.
– Тут ведь еще важно, как поведет себя Европа. Она не собирается отказываться от санкций в отношении России, зато ради решения проблемы с беженцами готова многое прощать той же Турции. В итоге опасения, что может вообще начаться очередная мировая война, усиливаются. Вы, кстати, верите, что этот тревожный прогноз может сбыться?
– Не думаю. Можно вести речь о новой холодной войне. Тем более что для этого есть такие технологии, в первую очередь информационные, что можно обойтись и без прямых военных столкновений.