Каждый из нас любит социальную справедливость. И не любит коррупцию. Нам хлеба не надо – дай только про эти явления поговорить. Тем более что порой ничего иного и не остаётся.
С коррупцией борьба развернулась по всем фронтам. И в стране, и в нашем регионе начальственные кресла не просто закачались, некоторые из них опустели, зато заполнились нары в СИЗО. Чиновничий бомонд в шоке: по акиматовскому делу статьи обвинения такие, по которым предусмотрены реальные сроки.
На судебных процессах по делам бывшего акима Костаная, его заместителей и тех, кто в этой компании рангом пониже, рефреном звучат малоприятные слова – «взятки», «коррупция». Но как государственные люди дошли до жизни такой? Они что – враз, ни с того ни с сего, из белых и пушистых превратились в полную свою противоположность? Ведь есть сито, через которое проходят претенденты на высокую должность. Есть столько замечательных законов и служб, которые охраняют народ и государство от коррупции. Правда, как сказал Мефистофель, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». И если бы бдящие за обликом госчиновника оторвались бы от анкет и характеристик и вышли, как говорится, в народ, то, наверно, господин Ахметжанов вряд ли бы стал главой города. Потому что на то есть ряд простых маркеров. Один из них – уважение к закону.
Через четыре дня после того, как Ахмедбек Масакбаевич стал градоначальником, в «КН» вышел материал Олега Гурского «Опять градостроительный бардак». Внимание коллеги привлекла конструкция над рестораном «Бавария» в областном центре, неприлично вознесшаяся выше всех положенных нормативов. Помню, что он прошел по инстанциям и выяснил простую, но странную вещь – архитектурный изыск был, судя по комментариям специалистов, самовольным строительством. В городской архитектуре открестились – проекта они в глаза не видели. В департаменте архитектурно-строительного контроля тоже сказали, что никакого уведомления на надстройку не получали, и даже подтвердили опасение журналиста насчет самовольности: «Выходит, так оно и есть»…
Если вы считаете, что после выхода публикации в «КН» строители затихли хоть на короткое время, то глубоко ошибаетесь – работать стали с еще большей энергией. Как вы думаете, почему? Объясняю: этой стройкой то ли руководил, то ли ее инспектировал сам Ахметжанов по причинам, думаю, вполне понятным.
Согласитесь, если в архитектуре и в ГАСК делают удивленные глаза и разводят руками по поводу строительства, которое само по себе является вызовом СНиПам, то несомненно, что за таким объектом всегда стоит человек, который считает, что «право имеет». По всему видно, что это обладатель права реального – поступать не по закону, а так, как заблагорассудится. И тех, кто стремится в сановное кресло по той же причине, в нашей жизни не так уж мало.
Добавлю маленький штрих в тему той же коррупции. Еще летом прошлого года в «Баварию» часто и густо ходили пообедать или поужинать люди при строгих костюмах и галстуках. Многих знаем в лицо – чиновники не рядовые. Сейчас крыльцо, на котором они курили или ожидали машины, как-то опустело. И что это, как не закамуфлированный вид коррупции?
Еще древние говорили: закон суров, но это закон. Именно отношение к нему – лакмусовая бумажка для чиновника. Ведь закон, даже самый спорный, вносит в нашу жизнь справедливость и равновесие. Разве не об этом должна болеть душа власть имущих?