В этом году Казахстан будет праздновать 25-летие независимости. Граждане много своих жизненных факторов связывают с этой датой. Она касается и возраста, и семьи, и работы. Например, исполнительный директор ТОО «Костанайполиграфия» Елена Насонова завтра отметит 25-летие своей работы на этом производстве.
Инновационная отрасль
- Елена Сергеевна, полиграфист – редкая профессия. В Костанае высококвалифицированных специалистов в этой сфере можно пересчитать по пальцам. При этом профессия не настолько романтичная, чтобы человек мечтал о ней со школьной скамьи. Наверное, нужен был определённый поиск.
- Это точное слово – «поиск». Я стала инженером-технологом полиграфического производства не сразу. Зато теперь точно знаю, что это моя работа. Есть три кита, на которых стоит полиграфия: допечать, печать и послепечать. Главное, конечно, печать, причем на разных материалах: на бумаге, стекле, пластике и так далее. Иван Федоров изобрел станок, чтобы печатать на бумаге, а сейчас полиграфическая отрасль очень многообразна и высокотехнологична.
- А вам нравится это многообразие? Оно усложняет работу и, соответственно, жизнь?
- Мне интересно все, что здесь происходит. Полиграфия – это инновационная отрасль, она – в сфере высокой конкуренции, здесь нет другого выхода, кроме как работать и работать. Я начинала 25 лет назад, первого апреля – учеником наборщика ручного набора. Прийти в типографию посоветовала бабушка Клавдия Яхонтова – она в свое время на этом производстве работала главным бухгалтером. Правда, ушла с работы через год после моего рождения, помогала меня поднимать на ноги. Бабушка очень высоко ценила все, что было связано с печатным словом: книгу, журнал, газету. Это было время полного доверия к печатной продукции. Сегодня, может быть, сказали бы «престижное место», но я пришла сюда всего лишь как ученик.
Вверх по лесенке
- «Всего лишь ученицей» – это же не совсем так, Елена Сергеевна. Вы учились в Ленинграде в престижных вузах…
- Они не имели отношения к полиграфии, здесь, в Костанае, я все начинала заново. Я немного рисовала, и это мне помогало увидеть в рутинной работе гармонию, порядок и своеобразную красоту. Например, мы делали «афиши». Машинный набор уже появился, мы уже строчками набирали. Но, чтобы набрать красивым шрифтом какие-то тексты, скажем, приветственный адрес, каждую буковку отдельно подбирали. Наборщик был своего рода творцом. В 90-е годы мы уже стали работать на зарождающийся бизнес, печатали брошюры коммерческого направления, прейскуранты, каталоги и тому подобное. То есть мы не остались в стороне от глобальных перемен в обществе и в экономике.
- Вы в этом принимали участие уже не в качестве ученика?
- Я перешла на верстку, поработала немного на «Қостанай таңы» и на «Костанайские новости», перед тем как эти газеты ушли на компьютерный набор. Моя личная цепочка такова: наборщик ручного, потом компьютерного набора, далее стала оператором фотовывода, технологом допечатной обработки, главным технологом, начальником печатного и послепечатного цеха, заместителем директора по производству, исполнительным директором. Здесь надо сказать о том, что я не могла бы развиваться, если бы не развивалось наше предприятие.
- Женщине непросто идти по лесенке все время вверх. Вас что подталкивало?
- О карьере я не думала, но мне хотелось все знать о своей профессии. Мне и в школе предметы давались легко, не боялась ответственности и всегда хотела перейти на новый этап, будь то учеба или работа.
- Вы накапливали свой профессионализм, и это было заметно тем, от кого зависело новое назначение…
- Видимо, так. Но кроме той работы, которую видно, есть еще работа внутренняя: самообразование, самосовершенствование. Без этого нельзя стать профессионалом. А полиграфия вообще не терпит остановок. Не хотелось бы якать, потому что мне повезло с людьми, которые рядом работали, подсказывали, помогали. Работать в полиграфии можно только командой, здесь одиночка мало что значит. А вот когда стала приходить новая техника, оказалось, что специалистов не так много, что надо взять на себя ответственность за освоение новой техники и новых технологий. Тогда, действительно, играл роль внутренний голос: я смогу, я разберусь…
Ничего себе!
- Что говорил ваш внутренний голос, когда вы учились в Ленинграде?
- В школьные годы я хотела быть криминалистом. Но до этого вообще не дошло. Я поступила в Ленинградский политехнический институт, но не туда, куда хотела. Меня привлекал факультет вычислительной техники, хотя что это такое, мне в Кустанае было неведомо. Туда я и направилась, но оказалась на металлургическом факультете, на кафедре сварочного оборудования.
- Ничего себе! А эта наука чем вас заинтересовала?
- Когда приехала на подготовительные курсы, наткнулась на рекламную кампанию, которую проводил упомянутый факультет. Меня сразили слова о том, что сварка это не только человек в маске с электродом, сваривающий трубы. Это и лазерная сварка, которая нужна космосу, медицине и другим передовым сферам. Так стало интересно, что я решилась. Три курса проучилась, но после практики на Кировском заводе приуныла. Увидела мартеновские печи, литейные цеха и поняла, что не вписываюсь в эти «панорамы». Перевелась в другой вуз – в Ленинградский институт водного транспорта, на факультет портовой подъемно-транспортной техники. Сейчас, когда кому-нибудь рассказываю об этом, человек улыбается, мне и самой делается смешно. А тогда хотелось чего-то интересного, необычного, требующего особенных качеств. Институт находился прямо в порту в Ленинграде, все было перед глазами. Весь тот объем работы, которую выполняли отнюдь не юные девушки. Так я и вернулась в Костанай. Вернулась и думаю: на чем остановиться? Тогда-то бабушка Клавдия Алексеевна и посоветовала мне типографию. Я зацепилась, чего сама не ожидала. А потом, когда предприятие вошло в состав холдинга «Иволга», я получила полиграфическое образование в Уральском государственном техническом университете.
Конкуренты – не виртуальные
- Но если сварка и подъемные краны все еще кажутся долговечными, человечество еще не научилось без них обходиться, то полиграфия может уйти в виртуальное пространство – вместе с бумагой и другими материалами, вместе со станками и специалистами…
- Примерно три года назад я слышала прогноз, что через три года все вами перечисленное уйдет туда, в виртуальный мир. Три года прошло – мы все еще здесь, в реальном, осязаемом мире. Наши люди читают газеты, книги, потребители услуг все так же дают нам заказы на вполне реальную продукцию. Но это, конечно, не значит, что мы почиваем на лаврах. Компания «Иволга-Холдинг», чьим подразделением мы являемся, дает нам возможность осваивать новые технологии, покупать новое оборудование, обновляться морально и технически. Особо подчеркну, что у нас главные конкуренты не виртуальные, а реальные. Именно с ними мы соревнуемся сегодня, и я думаю, что такая ситуация сохранится еще долго. Большая часть наших современников еще любит подержать информацию в руках, чувствовать ее как одну из традиционных ценностей. Вещь, сделанная человеческими руками, мне кажется, со временем только повышается в цене. Если взять пленку для молока, пакеты для пельменей, коробки для конфет, мучные мешки, то их вообще на виртуальный режим не переведешь.
- В свое время костанайская типография входила в разряд градообразующих предприятий. Этот статус утрачен?
- Думаю, что производство всегда градообразующее. А наша Костанайполиграфия – объект по-своему уникальный. Мы работаем для бизнеса и гражданского общества, мы выполняем также государственные заказы. Например, в прошлом году к 70-летию Великой Победы выпустили книгу для Рудного – в красивом дорогом переплете, в подарочной коробке. Весь коллектив жил этой книгой, это был наш вклад в юбилей замечательного события.
25 лет
- Елена Сергеевна, в этом году Казахстан отмечает 25-летие независимости. И у вас такой же трудовой стаж. Вы ощущаете общность пути? В какие моменты приходят мысли, что человек растет вместе со своей страной?
- Совсем недавно я почувствовала это особенно ясно и даже ярко. Наше предприятие выиграло тендер на печатание бюллетеней для избирательной кампании. Выборы в Мажилис и маслихаты прошли недавно. И весь наш коллектив шел голосовать с мыслью, что мы изготовили продукцию, такую необходимую, такую важную для всех. Мы брали бюллетени, они выглядели, как и полагается, безукоризненно. Так и ощущаешь себя частью большого важного дела. А это дело – частью своей жизни.
- Спасибо.