«Если простым людям не помогает четвёртая власть, то кто им поможет». Вопросительным предложением без вопросительного знака завершилась наша переписка с жильцами 18-квартирного дома по улице Рамазанова, 41, в посёлке Карасу.
Не премьера
«ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ» - рубрика для СМИ не новая. Но каждая редакция и каждый журналист вкладывают в нее свое понимание. Мне, например, хотелось бы разбирать по косточкам социальные проблемы. Их в нашем обществе достаточно - с объективными и субъективными причинами, с попытками решить задачу или спустить ее на тормозах. Тогда как важно не прятать проблемы в дальний угол - как раз там они постепенно набирают вес. Я вижу это хотя бы по переписке с жильцами упомянутого дома, по их настроению. Они пишут длинное письмо, грамотно и подробно излагают проблему. Они ждут какого-то результата. Не только от СМИ, между прочим. Теперь их терпение на исходе, и они присылают строчку: «Если простым людям не помогает четвертая власть, то кто нам поможет».
Дом с благоустройством
Дом по улице Рамазанова, 41 - не новый, а переживший реконструкцию после нескольких лет запустения. В январе 2013 года жильцам вручили ключи. Первую зиму было очень холодно, хотя котельная отапливает всего два здания – упомянутый дом и ДК «Достык». Потом добавили котел.
Заместитель акима района по вопросам ЖКХ Талгат Бекмаганбетов говорит, что в квартирах стало теплее, но жильцы так не считают. Впрочем, их письмо касается не тепла как такового, а платы за него. «С 2013 года каждый отопительный сезон ГКП «Шыгыс»… утверждает в департаменте Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области тариф на услуги по теплоснабжению, который с каждым годом увеличивается. Сейчас за отопление трехкомнатной квартиры общей площадью 67,9 кв. м, а полезной – 33,6 кв.м, плата доходит до 34243 тенге». После этой цифры в письме стоит три восклицательных знака. Жильцы ссылаются на «КН»: в газете была статья «Загадочный квадрат», где сказано, что тариф (без приборов учета) довели аж до 189,16 тенге за квадратный метр. А в Карасу антимонопольщики утвердили 561,39 тенге (приказ №204 – ОД от 28 мая 2015 года).
Коммунальная утопия
На эту тему я разговаривала с двумя заместителями акима Карасуского района. Мне объяснили, что люди, которые живут в домах с печным отоплением, платят за тепло если и меньше, то ненамного. Так еще и неудобства – надо рано подняться, затопить печь, там зола, сажа и т.п. Такова, мол, сельская жизнь. И что ты, четвертая власть, можешь на это ответить?
Читатели просят оказать содействие в пересмотре тарифа, утвержденного департаментом, в проведении перерасчета, кроме этого они хотят, чтобы им установили приемлемый тариф на пять лет. Коммунальщик, чиновник скажет, что требования не вписываются в Закон о жилищных отношениях, что нечего «разводить» утопию. Однако и тариф 561,39 тоже за гранью возможного для жильцов. К тому же они владеют информацией о том, как обстоят дела в других районах и в городах Костанайской области.
Для сравнения
В Карасу знают о том, что «Житикаракоммунэнерго» использует долгосрочный тариф. Что администрации ТОО «КЭЦ», ГКП «КТЭК» уведомляют через СМИ своих потребителей об изменениях в тарифном графике. ГКП «Шыгыс» этого не делает, пишут нам.
«В 2015 году в нашем доме был установлен счетчик тепловой энергии, мы надеялись, что станем платить меньше, но ГКП «Шыгыс» увеличил тариф, и платежи еще выросли. А, например, Дом-интернат для престарелых после установки счетчика платит в два раза меньше», - сказано в письме.
Следующее сравнение: по состоянию на 10 января 2016 года в Федоровском районе тариф составлял 240,26 тенге, в Аулиекольском – 170,89 тенге; в Мендыкаринском – 155,38. Эти данные привели авторы письма.
Я позвонила в Мендыкаринский район, где тариф самый низкий. Аким района Виктор Ионенко подтвердил, что тариф действительно 155,38 тенге. Сказал, что власти и новое ГКП «КазТЭК плюс» ищут возможность еще снизить нагрузку на потребителей. Юридические лица платят за тепло несколько больше, чем физические. Централизованно отапливается 119 квартир – два многоквартирных дома подключили в 2015 году.
Начальник отдела ЖКХ акимата Николай Гулаков опять же завел разговор о стоимости угля и дров. Привел в пример свое жилье – 65 квадратных метров. На зиму надо пять тонн угля. Он сегодня стоит от 9 до 14 тысяч тенге за тонну. Складометр дров – 3,5 тысячи тенге. Семье Гулаковых отопительный сезон обходится примерно в 70 тысяч. Это как минимум в два раза дешевле, чем в благоустроенном доме в Карасу.
И еще: в Мендыкаринском районе оказывают малообеспеченным жилищную помощь. Если вернуться к возможностям четвертой власти, то именно сравнительный анализ дает почву для определенных выводов.
Местный уровень
По поводу жилищной помощи в Карасу мне сначала сказали, что ее могут оказывать, но никто не обращается. Через день сказали, что местный отдел координации занятости и соцпрограмм такую помощь не оказывает. Но после нашего звонка акимату села Карасу дали задание изучить вопрос, уточнить материальное положение жильцов в 18-квартирном доме и оказать материальную помощь тем, кто нуждается. Но здесь точку ставить рано.
Руководитель отдела областного управления координации занятости и соцпрограмм Татьяна Гаврильчик, отвечая на наши вопросы, сказала, что в Карасуском районе не разработаны правила по оказанию жилищной помощи. Такое же положение в Сарыкольском, Узункольском и Наурзумском районах. Ранее в это же число входил Камыстинский район, но там уже заложили три миллиона тенге на жилищную помощь.
В общей же сложности в нашем регионе в этом году предусмотрено на эти цели более полумиллиарда тенге. Это деньги городских и районных бюджетов. Местные маслихаты утверждают данную статью расходов – бюджет оказывает помощь. Почему заместитель акима района Талгат Бекмаганбетов об этом не знает? По логике вещей, он должен был первым, не дожидаясь жалоб, заниматься этими вопросами.
Если нет центрального отопления
Для четвертой власти стоимость дров и угля тоже представляет интерес. Цены растут, но возмещение затрат не предусмотрено вообще. Если семья не тянет этот воз, ей, как нам кажется, тоже надо помогать. Однако, по словам Татьяны Гаврильчик, там, где нет центрального отопления, нет и механизма оказания жилищной помощи, это не предусмотрено Законом о жилищных отношениях. Только специалистам в сельской сфере здравоохранения государство помогает в отопительный сезон.
Единовременная помощь малообеспеченным зависит от местных маслихатов – примут они решение, значит, помощь один раз в год будут оказывать тем, кто живет за чертой прожиточного минимума (на сегодня 18557 тенге). В сельской местности помощь — 7 МРП (14847 тенге), в городской – 15 (31815 тенге). Примем во внимание тот факт, что материальная помощь сегодня оказывается по оптимизированному варианту. Бюджету нелегко, на дворе кризис. Но все-таки четвертая власть призывает проанализировать результаты этой оптимизации. По территориям, по обращениям граждан, по работе местных исполнительных органов. Чтобы общество не оказалось вдруг перед большой кучей социальных недоразумений.