Вчера в мире отметили День птиц. «КН» предлагают читателям рассмотреть шесть представителей этого класса. Может быть, вы сумеете разглядеть в них себя?
Это интересно
Фотографии сделал Алексей Тимошенко, работник Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия. Он прислал их в редакцию с пометкой: «Может быть, будет интересно». Нам сразу было интересно.
А когда свою характеристику птицам дал старейший работник Наурзумского заповедника Александр
Моисеев – нас и вовсе охватило любопытство. Птицы, кажется, очень похожи на разные типы человеческих характеров. Вот, например, снегирь.
Снегирь
Внешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. На снимке самка – грудь у нее буровато-серого тона, а не ярко-красная, как у самца.
Голос. Мягкое протяжное «дню» или «фью-фью».
Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами.
Местообитание. Гнездится в хвойных и смешанных лесах, предпочитая участки с преобладанием ели.
Рассказ Александра Петровича. Снегирь – типичный флегматик. Даже песня у него фаготная, медленная. Часто снегирь терпеливо выковыривает из яблока семена, а мякоть выбрасывает. Но в голодное время он, конечно, съест и мякоть. Наевшись досыта, снегири долго не улетают с дерева, чистятся. Можно отметить скверный характер самок снегиря. Они зачинают все конфликты. До драк не доходит, наверное, как раз из-за природной лени. Но они широко раскрывают клюв, шипят на самцов, самцы в ответ чего-нибудь скрипят – так и живут.
Обыкновенная чечётка
Внешний вид. Верх серо-бурый с черными пестринами, брюшко светлое с пестринами на боках, на лбу яркая малиновая шапочка.
Голос. Песня – тихий щебет. Крик – звонкое «че-чет» и «пи-ю-ии».
Питание. Питается исключительно семенами деревьев. Особенно любит сережки на березе. На снимке, кстати, чечетка на ней и запечатлена.
Местообитание. Гнездится в березовых, ольховых и ивовых насаждениях.
Рассказ. Можно сказать, что чечетки – противоположность снегирей. Суетливая, быстрая и ловкая птица. Стайка облепляет березку, как группа акробатов – висят вниз головой, в какой-нибудь другой немыслимой позе. Все время щебечут – очень жизнерадостная птица. На водопое любят принимать ванны по полчаса. К чечетке можно приблизиться на очень близкое расстояние. И конечно, это чревато для беззаботной птицы опасностями.
Рябинник
Внешний вид. Крупный дрозд. Верх головы и надхвостье голубовато-серые. Спина каштаново-бурая. Грудь и бока охристые с черными пестринами.
Голос. Громкий треск «тра-ра-ра-ра...» и характерное взвизгивание. Пение рябинника не отличается музыкальностью.
Питание. Питается дождевыми червями, моллюсками, насекомыми, которых находит на земле.
Местообитание. Преимущественно близ полян, опушек, вырубок, речных долин. В садах и парках.
Рассказ. Это пугливая птица – особо я за ней не наблюдал. (Здесь спросим мнение у классика, орнитолога Сергея Бутурлина (1872-1938). – Прим. авт.). У этой птицы есть одна страсть, благодаря которой она и получила свое название. «Пристрастие к рябине у этих дроздов необычайное. Большие стаи с раннего утра налетают на рябины даже в городские сады. Птицы осторожны и, прилетев, затихают. Удостоверившись в безопасности, они с тихим глуховатым чоканьем начинают щипать ягоды, глотая их целиком. Потревоженная стая с громкими трескучими позывами «тра-ра-ра-ра...» и взвизгиванием стремительно улетает». Но тяга дроздов к рябине так велика, что вскоре на дерево является тихий разведчик, а вслед за ним вновь налетает стая с полсотни этих любителей поесть рябины. Им страшно, но ничего поделать с собой они не могут...
Большой пестрый дятел
Внешний вид. Самый обычный дятел почти повсюду. Размером крупнее дрозда.
Голос. Резкое «ки-ки-ки». Барабанная дробь короткая (около одной секунды), сливающаяся.
Питание. Летом питается древесными насекомыми. Зимой – семенами хвойных деревьев. Весной пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий. Нередко поедает яйца и птенцов других птиц.
Местообитание. В лесах (преимущественно хвойных) и парках.
Рассказ. Стоит какой-нибудь птице приблизиться к дятлу на расстояние полуметра, как он начинает шипеть. Это такой интроверт. Ко мне на кормушку два дятла прилетают клевать сало. Кусочков сала два, но едят они по очереди. Один ест, другой сидит на ветке и терпеливо ждет. Эта птица также любитель принять ванну. И она так спасается не от паразитов. От паразитов дикие птицы принимают муравьиные ванны. Берут муравьев клювом и вставляют их себе в крыло, в хвост, под перья. После этого начинают плясать, топать ногами – муравьи ведь кусаются. Зато их едкая кислота избавляет от пухоедов.
Серый сорокопут
Внешний вид. Размером немного больше скворца, пепельно-серая спинка. Хвост и крылья черные с узором.
Голос. Резкий крик «гэ-гэ-гэ» или «трюйль-трюй».
Питание. Питается мелкими птицами, мышевидными грызунами, ящерицами, насекомыми.
Местообитание. Любит открытые места с зарослями кустарников.
Рассказ. Наблюдал, как сорокопут ловит овсянок. Хищник все норовил зайти своей жертве снизу и ударить ее клювом в живот, так две птицы и поднимались все выше в небо. Потом исчезли – не знаю, кто праздновал удачу. В своей охоте сорокопут не использует лап – только клюв. Подкрадется к стайке воробьев, ударит клювом в голову, и сразу насмерть. Очень азартный охотник, бывает, залетает в лучок и уже накрытый сетью продолжает рвать птицу-приманку. Это была моя первая птица, которую я выкармливал. Потом ее съел кот начальницы экспедиции.
Пищуха
Внешний вид. Маленькая птичка, бока чисто-белые, надхвостье чуть красноватое.
Голос. Песня – звонкая быстрая трель, крик – тихое «тсии».
Питание. Питается преимущественно насекомыми.
Местообитание. Встречается в старых парках. Легче всего найти ее зимой там, где кормится стайка синиц.
Рассказ. Пищуха, как мышка – выскользнет из-за ствола дерева, только хвост мелькнет, и тут же скроется. Так она и живет – садится к основанию дерева, а потом по спирали поднимается наверх, опираясь на свой жесткий хвост. По пути тонким клювом достает насекомых из малейшей трещинки. Глубоко отложенные яички бабочек, короедов выудит. Огромная польза для леса от этой маленькой неприметной птички».
– Эта маленькая пищуха приносит, наверное, в сто раз больше пользы, чем какой-нибудь убийца сорокопут...
– Нельзя сказать, кто и зачем нужен. Но маленькие птички удивляют. Крохотный королек переживает морозные 30-градусные ночи. Сидит не шевелясь 10-17 часов и потом летит вопреки всем законам теплоотдачи. Моего щегла в клетке трижды рвали крысы – ломали крылья, ножки. Он только ослеп – и то от старости. А ведь, кажется, кроха – дунь, и помрет. Есть в маленьких птичках особенная сила.
– И в маленьких людях, наверное, тоже?
– Наверное, тоже...