Она с первого взгляда влюбилась в своего мужа и свою работу. Сельскую жизнь на город, говорит, ни за что не променяет. А еще Мария КУРИЛЕНКО удивляется, что городским мешает гудок локомотива. Она без него жить не может…
Письмо от незнакомца
Мария родилась на Украине, в селе Бильковцы Житомирской области – в 100 км от Киева. Всегда была активисткой, шустрой и уверенной в себе девчонкой. В те годы в селах были популярны «Огоньки» – встречи мальчишек и девчонок из разных сел. Вместе отмечали праздники, знакомились, обменивались адресами и потом переписывались, дружили. Так адрес Маши Куриленко оказался у парня из соседнего села Вани Шевчука. А потом он служил в армии в Чехословакии и дал адрес землячки своему сослуживцу Юрию. Тот написал, и Маша ответила.
Они переписывались все годы его службы. Тогда Мария уже работала телефонисткой на междугородной телефонной станции Житомира. Когда же Юра вернулся из армии домой, в костанайский поселок Тобол, она ему позвонила.
– Юра и говорит: «На Новый год к тебе приеду!» И приехал. Новый 1981 год мы встречали вместе. А 21 февраля поженились. Сначала на Украине, а потом Юра повез меня в Тобол. Там отгуляли вторую свадьбу. Мне был 21 год. Вопрос, оставаться ли на Украине, не стоял. Юра мечтал быть машинистом, просто бредил ездить «на правом крыле». То есть не помощником, а именно машинистом. Тобол – это крупная станция, для работы железнодорожником есть простор. В общем, жить мы решили здесь, в Казахстане.
Я – однолюб
Юра устроился в депо помощником, а потом выучился на машиниста. Мечта исполнилась. Мария тоже нашла работу на железной дороге – приемщиком поездов.
– Уже работающие девчонки всему меня научили. На пользу был и мой опыт телефонистки, названия всех населенных пунктов назубок знала. Да и образование бухгалтера при скрупулезном ведении документов помогло. Особенно подробно, с душой мне свой опыт передавала бригадир Елена Грангольд. Я ведь понимала, как бы хорошо я теорию ни схватывала, нужна практика. Потому как только она в парк, я – за ней. Хоть в слякоть, хоть в мороз. Она порой махнет рукой: да чего уж в непогоду такую, ведь не обязана. А я шла. Чтобы учиться.
Задача приемщика – осмотреть вагоны состава, проверить его целостность, чтобы все люки были плотно закрыты. От этого зависит и сохранность груза, и безопасность на путях. Сегодня Куриленко считается самой дотошной на станции Тобол, и уже повышена до звания старшей. Не обойдет ни одну мелочь. Не выпустит состав, пока не сможет за него поручиться головой.
– Как представлю, что из-за моего недосмотра может груз выпасть, так большего стимула для ответственной работы и не нужно. Ведь плохо закрепленный или закрытый груз может оказаться на соседнем пути. А вдруг пассажирский состав будет там идти… Не дай бог! Так что халатность в нашей работе категорически недопустима.
А еще она учит молодежь тому, что железнодорожники – это особенные люди. Те, которые и ночью – как днем. Чтобы услышать тихий локомотив, чтобы быть начеку круглые сутки. Чтобы идти вдоль путей и видеть все, даже спиной! В день через одного приемщика проходит около 30 поездов, раньше было около сотни. Нагрузка колоссальная, ведь осмотр нужно провести не только качественно, но и быстро. На своих ногах! Вывод Куриленко: приемщики должны быть еще и спортивными, здоровыми людьми.
В трудовой книжке Марии Васильевны с 1981 года одна трудовая запись – станция Тобол. И она об этом не жалеет.
– Я – однолюб. Один раз влюбилась. Один раз выбрала свою профессию. Один раз выбрала место своего жительства. Раз и навсегда. И благодарна судьбе за все это.
На правом крыле
Так они с мужем и работали. Он – машинистом на том самом правом крыле, она – приемщиком. Тот случай, когда и на работу бегом, и с работы домой – так же.
– Спасибо Юре, ведь именно любовь меня привела сюда. У нас была даже больше чем любовь…
И Мария Васильевна расплакалась. Два года назад ее мужа Юрия Аркадьевича не стало. Вернулся со смены, лег спать и больше не проснулся. Сердце, на которое никогда не жаловался, остановилось.
Сегодня Мария Васильевна всю себя отдает железной дороге и внукам. Радуется, когда новички на работе задают вопросы, значит, пытливые пришли, толк будет. И просто тает, когда видит очередной успех своего внука и внучки. А еще она живет настоящей сельской жизнью. Точнее, получает удовольствие от нее. Да, держит хозяйство из свиней и кур, и это непросто при ее работе.
А еще купается в проруби, с удовольствием печет пироги и главное – слушает вечерами перестук поездов. Говорит, для нее нет более романтичной музыки, чем железнодорожная. Она легко встает в 5.30, никогда не жалуется на жизнь и лишь в короткие минуты откровений признается:
– Всем в жизни руководит любовь. В ней и есть счастье. А удержать это счастье можно, лишь уступая и понимая друг друга. Тогда и семья, и работа будут в радость. Что касается Тобола, сюда нас с мужем привез не просто поезд, а она, любовь. И я отсюда теперь никуда и никогда. Никакие городские блага не переманят.