Запрет на смартфоны вряд ли сделает работу госслужащего более эффективной.
Новый рекламный слоган: «Продается телефон. Камеры – нет. Доступа к Интернету – нет. Поддержки мессенджеров – нет. Есть таймер, будильник, калькулятор, конвертер валют. Поддерживается игра Snake II (Змейка). Торопитесь, предложение ограничено».
Вполне возможно, что на OLX появится такая реклама. Во всяком случае, в салонах сотовой связи уже отмечают повышенный спрос на телефоны: «вызов-ответ-смс». В середине марта служебная записка о запрете на госслужбе смартфонов, планшетов, смарт-часов мгновенно облетела WhatsApp и вызвала недоверие. Однако прошло несколько дней, и последние сомнения исчезли. В конце марта стало известно, что мобильные устройства решили запретить и в МВД. А министр ведомства продемонстрировал кнопочный телефон со словами: «Я им пользуюсь уже 10 лет».
Сложилось мнение, что причиной запрета стали случаи утечки служебной информации через Интернет. Инициатива нашла сторонников и противников. Сторонники считают, что чиновники будут меньше отвлекаться на общение, игры и будут больше заниматься непосредственно делом. «Кек!» – скажем мы (злорадный, ехидный смех), а зачем тогда начали отбирать мобильные устройства у журналистов и посетителей госучреждений? Первый прецедент случился в Павлодаре.
Инициаторы запрета забыли, что смартфон – это, прежде всего, экономия времени. От такой мелочи, как ABBYY BuisenessCard Reader – достаточно сфотографировать визитку, и контакты автоматически перенесутся в телефонную книгу – до такой важной утилиты в условиях колоссального бюрократического документооборота, как Document Scanner. Можно сфотографировать нужный документ, а утилита превратит картинку в PDF-документ и отправит по электронной почте. Подобные программки в смартфоне – как целый мобильный офис в руках одного чиновника, это ведь чудо и прогресс! И сейчас даже кажется, что лобби на запрет мобильных устройств принадлежит сканерам и принтерам – они просто испугались потерять работу. Сейчас они снова спокойны и рады тратить бюджетные деньги – на электричество, бумагу и чернила.
Не делаем ли мы шаг назад? Почему вместо того чтобы думать, как еще эффективнее поставить на службу людям достижения прогресса, идем простым путем – путем запретов? Да, современные гаджеты не раз использовались, когда шла утечка информации из государственных органов. Но хоть раз шла речь о действительно значимых тайнах под грифом «Совершенно секретно»?! Я не припомню такого скандала. Если и протекает из госструктур, то информация следующего рода – какие крутые часы и у кого украдены, сколько на самом деле стоили налогоплательщикам некоторые виды госзакупок или отчего квартиры госрезерва достались чиновникам, у которых и без того есть жилье.
Кого и от чего на самом деле власти хотят защитить, запрещая смартфоны в госучреждениях? Заметьте, что при этом в стране давно взят курс на то, что чиновник должен быть передовым человеком, умелым, грамотным, объективным. Как же его кодекс? В его втором пункте написано: «Должен быть честным, справедливым, скромным, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность». Это характеристики человека. А ему странными, на мой взгляд, запретами вливают в жилы чернила – средство коммуникации позапрошлого века.