Неделю назад страна приступила к реорганизации правительства.
Не для всех эта новость стала новостью. Например, казахстанский политолог Данияр Ашимбаев видит лишь очередной виток процесса весьма постоянного. Однако большинство тех, кто следил за ходом расширенного заседания правительства, на котором были озвучены меры для более эффективной работы министерств, имена как преемников в различных ведомствах, так и персон, кому предложено «на выход» в связи с переменой мест должностей, названия новых министерств, признавали целесообразность перемен. Главным доводом «за» послужили слова Президента.
Нурсултан Назарбаев привел некоторые цифры. На содержание государственных служащих израсходовано почти 600 млрд тенге. Внутренний документооборот в министерствах возрос в 3-4 раза. С 2003 года госслужащих стало на 8,5 тысячи больше – сейчас их более 90 тысяч. Пропорционально растут и административные расходы. За 10 лет – в 3,5 раза. Откуда берутся эти деньги? Как и в других государствах, чиновников содержат налогоплательщики. Но вместо благодарности чиновничий аппарат тормозит принимаемые государством меры.
Поэтому, сказал глава государства, нужен компактный кабинет министров, в котором будет меньше волокиты и бюрократизма, но больше ответственности.
Должно остаться 12 министерств и примерно 30 комитетов. Оправдают ли они доверие Президента? Политолог Досым Сатпаев в этом сомневается. В своей статье, так сказать, по горячим следам, он высказался не в пользу реорганизации правительства, а в пользу развития самоуправления. «Надо начинать снизу, с введения реального, а не мифического местного самоуправления». Пока чиновники катаются на «кадровой карусели», качество образования падает, особенно в регионах, медицина хиреет, инженеры стареют и не видят себе замены, безработица среди молодежи растет. За последние 20 лет, считает Досым Сатпаев, рокировок было достаточно, но старые проблемы никуда не делись. «Опять возвращаются старые бастыки и с наигранной энергией принимаются решать проблемы, которые когда-то сами создали своей бездеятельностью».
Досым Асылбекович как директор Группы оценки рисков существующие риски называет своими именами, и к его мнению стоит прислушаться. Но, с другой стороны, как-то же надо разбираться и с излишком руководящих кадров. Ведь к этой категории можно отнести многих. А если человек работает в правительстве на любых ролях, ему надо хорошо платить, двигать его по лестнице и почитать на том или ином уровне.
– Этих мальчишек с бумажками в правительственных коридорах бегает огромное количество, – говорит наш постоянный эксперт Арсен Керимбеков. – Из многих ничего толкового не выйдет, но они надеются и толкаются.
По словам Арсена Джокашовича, большого значения в этом нет, а потому надо уменьшить балласт.
– У нас есть такие города, например, Алматы, Шымкент, где люди меньше смотрят на верх, а больше ищут себе реальное дело, – считает он. – Их цель – заработать, войти в бизнес, что-то построить себе и детям.
По мнению нашего эксперта, лучше искать свое счастье в бизнесе, чем в правительстве. Люди, которые не рассчитывают исключительно на госбюджет, приносят этому бюджету пользы значительно больше.
Конечно, у многих есть сомнения по поводу слияния в одном министерстве культуры и спорта, или передаче функций МЧС – МВД. Но можно ли снизу наверх передавать свои сомнения? На этот счет пока есть только один ответ.