«Футбол КН» продолжает цикл материалов , в которых пытается понять системный кризис ФК «Тобол». Сегодня наш собеседник Рустам Раджабов, молодой (29 лет), но известный российский футбольный агент – человек, который знает «кухню» казахстанского футбола. В «Тоболе» он представляет интересы двух московских игроков – Игоря Бугаева и Виталия Волкова. Большое видится издалека, возможно, взгляд из Москвы на КПЛ более объективный?
- Рустам, здравствуйте – прежде всего, хотелось бы узнать - давно ли вы работаете с «Тоболом»?
- С «Тоболом» я начал работать после чемпионского 2010 года. Команда тогда собиралась с нуля. Очень тяжелый был период, но считаю, что вместе с Равилем Сабитовым и Николаем Паниным мы собрали добротных игроков. Тогда пришли Виталий Волков, Самир Бекрич, который подписал не так давно миллионный контракт с узбекским «Бунедкором» и многие другие. Еще ряд именитых игроков должны были тогда перейти в стан костанайцев, но бюджет клуба ограничен своими рамками. Игроки были собраны сильные, но за столь короткое время тяжело было создать единый коллектив, из-за этого и возникли определенные трудности.
- Вы внимательно следите за казахстанским футболом. У вас сложилось личное мнение о причинах провального выступления «Тобола» второй год подряд?
- Скажу так - не бывает все и сразу. Талгат Баймуратов полностью изменил вектор развития клуба. Как мне видится, директор клуба взял за аналог систему развития амстердамского «Аякса», где основной упор делается на местных специалистов и на развитие детско-юношеского футбола. Чтобы такая система выстроилась и приносила в итоге результат, нужен не один год и хорошая инфраструктура. Поверьте, эта система работает – не буду брать в пример такие топы, как «Аякс» или «Барселону». Но близкий сосед «Нефтчи» Баку, возможности которого сопоставимы с «Тоболом» - пошел по этому пути и уже имеет свои дивиденды. Так что если все делать по уму, то в будущем мы сможем увидеть совершенно другой «Тобол», в котором костяк команды будут составлять местные воспитанники.
- С каким директором вам было удобнее работать?
- Трудный вопрос. У каждого есть свои плюсы и свои минусы, ведь люди все же разные. Но как показало время, каждый директор внес свой вклад в развитие «Тобола». Например, при Талгате Баймуратове появился такой игрок, как Томаш Шимкович. Очень хороший футболист, который не затерялся бы и в более сильных чемпионатах. Большой плюс в работе Баймуратова, что при нем наконец-то появился хороший клубный автобус. Что касается Николая Панина, то при нем в команде стали появляться игроки очень хорошего уровня. Хочу сказать, что именно благодаря стараниям Николая Борисовича в команде оказался Бекрич. На тот момент боснийский футболист выступал в Южной Корее в клубе "Инчхон" и сумма его трансфера составляла примерно 1 миллион долларов. Панину же удалось сбить цену чуть ли не в 10 раз! Поверьте, как агент я могу сказать, что это очень сложно. Также добавлю, что Николай Борисович очень порядочный человек, он всегда даст дельный совет в той или иной ситуации.
- Наверное, вам было удобно работать с Николаем Паниным, потому что он мягкий и добрый человек?
- Где-то он добрый, где то мягкий, но когда стоял серьезный вопрос, то он становился жестким, принципиальным и четко все взвешивал. С ним было комфортно работать, а не удобно. Наши отношения всегда оставались и остаются прозрачными и доверительными. Он часто советовался со мной и моим партнером, чтобы не допустить каких либо не вынужденных юридических ошибок.
- По поводу юридических ошибок. Интересно, какова процедура принятия легионерами гражданства? Вы ведь знаете внутреннюю кухню - возможна ли ситуация при которой ни клуб, ни Никола Тонев не знают, как получилась история с фиктивным гражданством?
- Ситуация двоякая - если ты гражданин постсоветского пространства (Украина, Белоруссия, Россия и т.д.) процесс получения происходит прозрачно и довольно быстро. Если ты гражданин Балкан или Африки, то ситуация полностью противоположная. Процедура получения документа очень сложная и затратная. Даже просто получить визу - утомительный процесс. Я с этим сталкивался дважды, первый раз когда Самир Бекрич проторчал в Москве почти 2 недели, мы буквально жили в посольстве! А второй раз при Вячеславе Грозном. Тогда в команде должен был появиться один известный футболист Тимоте Атуба. В свое время он поиграл в таких клубах как «Тоттенхэм», «Гамбург», «Аякс» и на тот момент только закончил выступления за сборную Камеруна. Мы согласовали условия личного контракта и выслали ему билеты, но футболист просидел в посольстве Казахстана в Париже почти 3 недели, так и не получив разрешения вылететь в Костанай на подписание контракта. Он просто раздал автографы консулам, его помощникам и остался во Франции.
А по поводу второй части вопроса отвечу просто, в органах власти всегда есть люди, которые преследуют иные цели и не профессионально относятся к своей работе. Я думаю то, что Тонев получил паспорт и гордо с большой радостью выложил фото в интернет, свидетельствует о том, что он правда искренне рад был получению документа. Никола хороший футболист и старается это доказывать в каждой игре. А теперь его вот так жестоко наказывают. Я очень надеюсь, что руководство клуба поведет себя достойно и не бросит парня в столь трудный момент. Напротив – было бы не лишним подать заявление в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности тех лиц, которые были связаны с этим делом. Таким людям место в тюрьме. А то, что парень остался без возможности зарабатывать в Казахстане - это мало кого волнует. Желаю Тоневу и его семье поскорее пройти этот не простой путь. Верю, что все будет хорошо!
Мои партнеры и юристы уже предложили Николе полную юридическую поддержку. Я считаю, в такие моменты не важно - твой клиент или нет, важно поддержать человека в трудную минуту.
- Бывший аким Костанайской области Сергей Кулагин в мае стал акимом Акмолинской области. Он сразу дал понять, что хочет вернуть "Окжетпес" в КПЛ. Тем более, команда считается одним из лидеров первой лиги. Как вы думаете, получится ли у него запланированное и что для этого нужно сделать?
- Насколько я знаю, Кулагин уже увеличил финансирование. Но чтобы добиться нужного результата, необходима боеспособная команда, как на поле, так и за ее пределами. Чтобы создать такую команду, нужен в первую очередь грамотный тренер, и человек на должность директора, который имеет хороший опыт в руководстве клубом. Тот же Николай Панин. Я считаю его кандидатуру идеальной во всех отношениях. Тем более, именно Панин работал директором «Тобола», когда Сергей Витальевич был акимом. Я знаю, они поддерживают дружеские отношения и сейчас периодически созваниваются. У них есть доверие друг к другу, а в наше время это дорогого стоит.
- В свое время вы назвали Никитенко марионеткой в «Актобе». Ведь это справедливо, наверное, для всех клубов – и тренеры и директора напрямую зависят от руководителей регионов, то есть от лиц, которые и управляют финансовыми дотациями.
- Не вижу здесь никакой справедливости. Каждый должен заниматься своим делом, ведь в основном те люди, которые приходят на руководящие должности - в футболе вообще не разбираются. Но при этом начинают подсказывать главному тренеру - мол ставь в состав именно того футболиста, играй по такой схеме и т.д. Это, я считаю крайней степенью бездумного подхода к делу. Слава Богу, что в «Тоболе» такой ситуации нет, чего не скажешь об «Актобе» времен Никитенко. Расскажу один интересный случай в тему. Когда главный тренер сборной Казахстана Юрий Красножан тренировал московский «Локомотив» и был с командой на сборах в Турции, с ним тоже произошла похожая история. Юрий Анатольевич каждый день на сборах собирал тренерский штаб в холле гостиницы, где проживала команда, и разбирал игры, тренировочный процесс и т. д. На этих разборах присутствовала президент «Локомотива» Ольга Смородская, которая постоянно вмешивалась в детали тренировочного и игрового процесса, давала советы главному тренеру, что и как нужно делать. Я не придумываю, все это было на моих глазах и, конечно, такие отношения долго продлиться не могли. И не продлились.
- Насколько можно вас понять, «Тоболу» не хватает защитников? Кого бы вы посоветовали в таком случае приобрести?
- Я долгое время советовал взять в команду Мариана Аничича, который в итоге заключил контракт с «Астаной» и выглядит там более чем достойно. У «Тобола» проблема с центральной оборонительной зоной, как в принципе во многих клубах. Проблема центральных защитников всегда остро стояла не только в странах постсоветского пространства, но и в командах, которые выступают в ведущих европейских чемпионатах.
- Вы работаете со многими клубами Казахстана – что отличает «Тобол»? Положительные и отрицательные моменты.
- В первую очередь мне нравится регион. Я очень люблю прилетать в Костанай, приятный город и много красивых девушек. Я парень холостой и есть ощущение, что именно здесь найду себе невесту, как это сделали многие футболисты! Ну а если серьезно, импонирует то, что в клубе стабильное финансирование и аким области всегда поддерживает руководство клуба и игроков, что редко встретишь не только в других регионах Казахстана, но и в других странах. Еще не маловажный факт, что в «Тоболе» сейчас все больше внимания уделяется детскому футболу.
- Гикиевич, который не сумел отличиться за «Тобол» ни разу – в первом же матче за «АЕЛ» забил гол «Зениту» в Лиге Чемпионов. Бекрич подписал контракт с узбекским нуворишем «Бунедкором». Кислицын, уехав в Алматы, вновь стал показывать надежную игру и вызываться в сборную. Джолчиев в «Астане» получил второе дыхание. Перечислять можно долго. Это какая-то загадка или вполне объяснимая закономерность?
- На мой взгляд Гикиевич – второсортный футболист! Я сам был в бытность нападающим и в принципе, если сейчас мне сбросить килограммов 10 и набрать более-менее нормальную игровую форму, то я бы выглядел посильнее Лукаша. А насчет гола в ворота «Зенита», то с испуга раз в год и палка стреляет! По поводу Самира Бекрича я уже говорил - он хороший футболист. Насчет Кислицына и других игроков, ранее выступавших за «Тобол» - могу сказать следующее: футбольная жизнь непредсказуема, вспомните хотя бы Ривалдо, который получил золотой мяч, потом перешел в «Милан» из «Барселоны» и сел на лавку, уступив место в составе Рую Коште. И таких примеров много, так что какой-то конкретной причины нет. Сегодня ты играешь сильнее и привлекаешься в сборную, а завтра ты сбавил и полируешь скамейку запасных, это ведь футбол.
- На ваш взгляд, логична ли была отставка главного тренера Сергея Масленова, или ему стоило довести команду до конца сезона?
- Абсолютно логичная отставка. Тренер не давал положительного результата, вследствие чего уступил свое место другому специалисту. Это нормальная практика.
- Стоило ли «Тоболу» в свое время расставаться с Вячеславом Грозным?
- Как тренер, Вячеслав Грозный очень сильный, у него спартаковское видение футбола, интересный тренировочный процесс, но как человек он очень тяжелый. В поражениях виноваты все, кроме него: футболисты, судьи, руководство! Искать причины поражений в себе он соответственно не хочет. На мой взгляд, Талгат Баймуратов принял абсолютно верное решение, когда не стал продлевать с ним контракт. Иначе он столкнулся бы с теми же проблемами, с которыми в свое время сталкивался предыдущий директор клуба Николай Панин.
- Сейчас в «Тоболе» играют два футболиста, агентом которых вы являетесь – Волков и Бугаев. У Волкова, кажется, заканчивается контракт – намерен ли он остаться в Костанае?
- С Виталием на эту тему был разговор всего один раз, по мере поступления предложений из других команд. Я спросил у него, хочет ли он продлить контракт, или будем рассматривать другие варианты? На что он ясно ответил, что хочет остаться в «Тоболе» и в другой команде себя не видит. Соответственно, я сообщил об этом руководству клуба, и мы начали диалог. Все личные условия футболиста мы обговорили, и руководство клуба заверило меня, что в ближайшее время новый контракт будет подписан.
- Недавно Яго Фернандес (экс-игрок Шахтера) раскритиковал КПЛ – сказал, кроме прочего, что сюда надо ехать только за деньгами. Все остальное – плохо. Такой настрой, наверное, у всех легионеров, которые едут в Казахстан?
- Я читал его интервью и могу сказать следующее: сказанное на эмоциях или в обиде я не воспринимаю всерьез. Другое дело, если бы он отыграл регулярно в составе несколько сезонов, и дал бы после этого оценку. Тогда я бы задумался и возможно сделал бы определенные выводы относительно КПЛ и всего Казахстана в целом. А тут футболист толком не играл и делает такие выводы. Я считаю, что его слова полный бред. У меня в Казахстане играют легионеры в разных командах и ни от кого жалоб я не слышал.
- Вы, наверняка, знаете, что у «Тобола» нет своей базы и тренировочных полей. Есть ли еще в КПЛ клубы с такой же плохой инфраструктурой? Имею в виду амбициозные клубы.
- У Тобола нет тренировочного натурального поля, из-за чего команда тренируется на центральном стадионе. Но с искусственными полями проблем нет, я имею в виду Затобольск и стадион «Жастар». «Тобол» - не единственная команда в лиге, у которой нет базы, это касается «Ордабасы». Эта команда перед матчем заезжает в гостиницу на карантин. У того же «Актобе», я считаю, нет своей базы, а то что у них есть на стадионе - я бы постыдился назвать базой. Не развитая инфраструктура - это самая большая проблема практически всех казахстанских клубов. Если хотите, проведу параллель с Азербайджаном. По уровню чемпионата и зарплатам Азербайджан и Казахстан примерно одинаковы, но азербайджанцы далеко вперед ушли именно по инфраструктуре. Клубы предоставляют легионерам идеальные бытовые условия. Базы, стадионы в этой стране на высшем уровне. Если деньги начнут вкладываться в улучшение инфраструктуры, то уровень чемпионата на порядок вырастет, и в КПЛ поедут очень качественные легионеры и отнюдь не за большими деньгами.
- Раз уж мы заговорили о проблемах казахстанских клубов, то может быть, у вас есть мысли, в каком направлении нужно работать руководителям футбольных клубов, помимо инфраструктуры, чтобы в будущем уровень КПЛ был бы схож, например, с уровнем российской премьер лиги?
- Скажем так - российский чемпионат не лучший пример. Чемпионат Мира это показал. Плюсы РФПЛ, как и большинства европейских стран в том, что большинство клубов финансируются частными людьми, принадлежат акционерам и инвесторам. А в иных случаях, как, например, в Испании - болельщики имеют 51% акций, поэтому деньги находятся под контролем и не происходит бездумной траты бюджетных средств. Когда бюджетные деньги отмыты - руководители клубов начинают бегать с письмами к акиму, или как в России с письмами к Путину – мол, помогите нам. Это я считаю, не красиво и должно караться в соответствии с уголовным кодексом. Самая большая проблема Казахстанского и Российского футбола в том, что у местных футболистов раздутые зарплаты и чаще всего необоснованно. Возьмите, к примеру, Балканы: Сербия в год продает игроков на 30-50 млн $, Хорватия на 70-100 млн $. Я не беру цифры с потолка. Вот, например, карагандинский «Шахтер» недавно играл с «Хайдуком». Игроки «Шахтера» получают в 5 а то и в 7 раз больше, чем игроки соперника, но дальше в Лиге Европы прошли хорваты, а не казахстанцы. «Хайдук» - частный клуб, в год продает игроков на 3-10 миллионов евро, от этого у них и формируется 80% бюджета. А сколько международных трансферов за последние 10 лет осуществили казахстанские клубы?
- А сколько трансферов российских футболистов можно вспомнить?
- У нас тоже скудные показатели. За 5-7 лет: Павлюченко, Жирков, Аршавин, Биллялетдинов, Кержаков. Все вместе принесли в казну российского футбола около 70-80 миллионов евро. Сколько работаю на европейских рынках, понимаю одно - в принципе ни один клуб в Европе, конечно, кроме топов - не потянет игрока российской сборной. Вот, например, средний заработок хорошего российского футболиста 2 миллиона евро в год, с налогами в России клубу придется выплатить за год 2 миллиона 260 тысяч евро! А этот же игрок с его запросом и налогообложением во Франции обойдется клубу в 3 миллиона 400 тысяч евро. Как вы видите, разница существенная. Так же и в Казахстане - тут запросы у молодого игрока ничуть не меньше, а временами даже больше, чем у игроков средней команды Российской Премьер Лиги. В каком направлении еще нужно работать? Тут я отвечу, опираясь на международный опыт, особенно немецкий. Детско-юношеский футбол должен быть под самым пристальным вниманием лучших специалистов, которые умеют видеть будущие дарования и умеют с ними работать. Вплоть до деталей: начиная с питания, режима и заканчивая отношением к футболу. И что немаловажно, подвести к 16 годам игрока так, чтобы он психологически и физически не выпадал из обоймы на фоне игроков первой команды, и чтобы не пришлось объяснять футболисту, куда правильно бежать и как нужно открываться. Вся система клуба, начиная от детей и заканчивая ветеранами команды, должна быть цельной. И тогда прогресс не заставит себя долго ждать.
- В КПЛ достаточно много денег, но у них низкий КПД. Многие полагают, что как раз потому, что большая часть бюджетных средств уходит на зарплаты легионеров. Согласны ли вы с этим?
- Низкий КПД в первую очередь из-за безграмотности руководства клубов. Зачастую директора добираются до солидного клубного бюджета и не знают, что с ним делать. Приобретаются второсортные легионеры, от которых потом трудно избавиться, а деньги то платить за него нужно и агенту и футболисту, даже если от игрока избавляешься раньше срока окончания контракта. Так что если тебя назначают на должность директора клуба или спортивного директора, то каждый шаг нужно взвешивать, а в Казахстане этого нет, да в принципе, как и в России. Правда, у нас в меньшей степени. Все же надеюсь, что в скором времени ситуация изменится, мы будем конкурентоспособны и сможем на равных бороться с ведущими европейскими клубами. Но пока футбол в Казахстане стоит на месте.