«Большое акиматовское дело» выявило не только аппетиты чиновников. Но и многие дыры государственной службы.
Горькое послевкусие
Три месяца судебных разбирательств, перепалки адвокатов и обвинителей, знакомые лица чиновников акимата Костаная через стекло «клетки» – все это уже позади. Приговоры вынесены. Жесткие, испугавшие родственников подсудимых (да, наверное, и их самих) сроками лишения свободы.
Мы часто встречались с теперь уже осужденными в других обстоятельствах – в их кабинетах, на совещаниях. Дорогие пиджаки делали их плечи широкими, а их самих – внушительными. А когда экс-аким Костаная Ахмедбек Ахметжанов на прошлой неделе перед прениями появился в суде, как-то сразу бросилось в глаза: похудел, осунулся, плечи под черным свитером казались узкими и покатыми. К тому же он очень коротко постригся, что только усилило впечатление.
У бывших заместителей акима Фрунзика Аракеляна и Максута Калиева внешних изменений было меньше. Запомнилось только: когда адвокаты стали заявлять очередное ходатайство, именно Аракелян сказал фразу, что не надо затягивать, хочется конца. Тогда он, наверное, еще надеялся если не на оправдание, то хотя бы на штраф. В зале заседаний всегда было много его родственников и знакомых, сбросившись, даже многомиллионный могли бы потянуть…
Максуту Калиеву, пока его в наручниках проводили в «клетку», непременно доставался поцелуй от родных. Зато от других подсудимых и их адвокатов – косые взгляды: всех сдал!
Бизнесменов на одной скамье с чиновниками по двум делам оказалось четверо: Александр Бобровный, Сергей Биктибаев, Леонид Васильев и Гагик Овнанян. У последних двух «болельщиков» всегда было много. «Чего тебе принести?»- спрашивала еще на лестничной клетке Леонида Васильева дочь. «Мы не голодные, все есть, – отвечал он. – Может, только мяса и лаваш...»
За Сергея Биктибаева очень сильно переживал отец, известный в городе строитель. Говорил, что сын у него – единственный. Ближе к концу процесса он перестал появляться в зале суда. Потом сказали: попал с инфарктом в больницу. А Александр Бобровный выглядел одиноким. Высокий, поджарый, он приходил и уходил один. До приговора, как и Ахмедбек Ахметжанов, находился под домашним арестом. Наручники на обоих надели потом в зале суда. Экс-аким, услышав «13 лет строгого режима», пытался не показать вида, но паника, казалось, просачивалась у него изнутри...
Лицо бизнес-сообщества
Многие строительные фирмы ориентируются на госзаказ. Это гарантированные бюджетные деньги. Главная трудность – выиграть тендер. Все подсудимые-бизнесмены и свидетели-предприниматели утверждали: без поддержки чиновников обойтись трудно.
Вокруг тендеров крутились и все эпизоды «большого акиматовского дела». Как строители и те, чей бизнес в коммунальной сфере, завоевывали доверие власть предержащих? Иногда – прямыми взятками.
Директор ТОО «Вескор» Сергей Евстафьев заявил в суде: дал по «просьбе» Шинкина 300 тысяч тенге Аракеляну. Иначе коллектив, который занимается уборкой города, останется без работы. А директор ТОО «Таза Жол АТ» Тойжан Айтенова почти за то же вручила полтора миллиона тенге руководителю ЖКХ. Сейчас оба они тоже под следствием – за дачу взятки.
У строителей дела обстояли еще сложнее. Тут простой взяткой не отделаешься. Чтобы иметь шанс получить хороший госзаказ, надо было угодить власти в невыгодных для себя ситуациях. Например, при возведении арендного жилья по госпрограмме. Задачу строить с наименьшими затратами возложили на регионы. Как ее решать, если выросли цены на стройматериалы, большинство из которых на месте не производятся, а деньги выделяются – по фиксированной, а не рыночной стоимости?
Это кажется абсурдным: в проектах будущие дома закладывались либо без крыши, либо без одного этажа, либо без отделки. Зато стройфирма должна была сдать объект под ключ и с крышей, и с отделкой! То есть брать затраты на себя и оставаться, если все сложится, хотя бы без убытков. А чаще – с ними. Через такие госзаказы прошли и предприятия Биктибаева, Овнаняна, и ТОО «Улан», оно в деле было в числе потерпевших.
И это только те, кто так или иначе фигурировал в уголовных делах. Почему бизнесмены шли на это? А чтобы заработать «биографию» опытного предприятия, что требуется для участия в прибыльных госзакупках. Кроме того, и чиновники, отвечающие за реализацию госпрограмм, не обеспеченных нужными средствами, как бы остаются должными. Чем помогут – другое дело.
Прибыльных тендеров, по которым между предпринимателями шли споры и которые фигурируют в уголовных делах, было два. Это строительство в Костанае детского сада по улице Каирбекова и автоЦОНа. Тендер по первому объекту выиграло ТОО «Улан». Однако заказчик, отдел строительства акимата Костаная с присоединившимся к исправлению ситуации акимом Ахметжановым, заключил договор с ТОО «Стройметсервис». Которому тендер и был обещан.
Но «Улан» свое отбил, хотя аким города лично пытался обжаловать решение экономического суда. К этому времени предприятие Биктибаева уже получило из бюджета несколько десятков миллионов тенге, успело разобрать старое здание и на его месте построить новый фундамент детсада. Стройку заморозили, весной фундамент залило, поскольку заказчик объект не законсервировал, и бюджетные миллионы пропали. К такому результату привела игра власти, решившей, что ей можно спорить даже с результатами электронных торгов. Как настаивало обвинение, делалось все это чиновниками в своих интересах.
ТОО «Сыл», где был директором Гагик Овнанян, выиграло тендер на возведение автоЦОНа законно. Но в итоге предприниматель оказался на скамье подсудимых. А все потому, что не решился нарушить главную игру власти и бизнеса – в откаты. А они были многомиллионными. Составляли, как правило, 10% от суммы тендера. Если автоЦОН стоил один миллиард тенге, сколько будет откат, подсчитать легко.
Параллельные деньги
В суде не раз называли общественный фонд «Наш город». Туда, по словам предпринимателей, «городской кассир» Максут Калиев собирал с них дань. «Я искренне в этом заблуждался», – сказал по этому поводу Сергей Биктибаев. «Жалею, что связался с таким обществом», – говорил Леонид Васильев, который помогал «кассиру» трясти других предпринимателей.
Теперь уже осужденные бизнесмены глупые люди? Не понимали, что в фонд «Наш город» деньги собирали перечислением, а не наличными в коробках? Такой «параллельной» наличности в сейфе Максута Калиева скапливалось до 60 миллионов тенге. Потом он ее распределял по прямому указанию Ахмедбека Ахметжанова. Впрочем, далеко не все деньги шли в сейф Калиева. Суд посчитал доказанным, что не зря Васильев, подключая Биктибаева, так старался выбить со своих коллег по бизнесу откаты. Мошенничал? Суд ответил: да. Часть денег оседала у него.
А что чиновники делали с остальной наличностью? Тот же Ахметжанов утверждал: «У меня не нашли ни копейки...» Суд же поддержал обвинение в том, что деньги в личный карман экс-акима падали. Причем речь о десятках миллионов тенге.
«Устойчивая схема откатов предпринимателей, сращивание госаппарата с бизнесом» – звучало на процессе из уст обвинения. Искореним ли мы все это, отправив несколько чиновников и предпринимателей на нары? Если бы речь шла только о таких «общественных» способах траты привлекаемых средств, то, возможно. Беда в том, что, когда вокруг крутятся неконтролируемые деньги, когда бизнес принимает условия игры и даже подыгрывает, у чиновников пробуждается и личный аппетит.
А что внутри?
Казахстан стремится сделать работу госслужбы прозрачной. Уже запущены новые механизмы подбора кандидатов, оценки труда чиновников. Все это вызывает интерес, но еще больше – вопросов. Главный из них – где взять действительно достойные кадры?
Четверых чиновников акимата Костаная посадили. Та же участь грозила, по крайней мере, еще четверым. В их отношении уголовное преследование прекратили или из-за деятельного раскаяния, или по причине малозначительности неправедных действий.
Но вот какая при этом получилась картина. В отделах строительства и ЖКХ катастрофически не хватало специалистов. Во-первых, зарплата невелика. Во-вторых, люди разбегались, потому что не хотели рисковать. Когда их включали в состав тендерных комиссий, шанс заработать многотысячный штраф, превышающий зарплату, очень велик. А как без штрафа, если правильно проводить тендеры некому?
Фигурировала в уголовном деле гражданка по имени Жадра Жакина. На госслужбе не состояла, но, поскольку специалистов, разбирающихся в проведении тендеров не было, приглашали ее. Платил ей из своего кармана руководитель отдела, потому что он обязан обеспечить проведение тендера. Тот же руководитель, жалея привлеченных к административной ответственности сотрудников, «просил» деньги на штраф. У кого? У того, кто тендер выиграл.
Такой вот круг, разбить который с помощью даже самых умных нововведений трудно.
По теме: В Костанае только что начался судебный процесс по делу экс-акима города Ахмедбека Ахметжанова
Подсудимый Ахмедбек Ахметжанов помог суду не разводить волокиту
Третий день слушаний по делу экс-акима Костаная и компании не принес сюрпризов
В суде, где слушается дело экс-акима Костаная Ахмедбека Ахметжанова, сегодня удалось допросить только трех свидетелей
После недельного перерыва продолжился судебный процесс, где главной фигурой выступает экс-аким Костаная Ахмедбек Ахметжанов
На процессе по делу экс-акима Костаная и еще четырех подсудимых, обвинение ходатайствовало частично снять арест с имущества ТОО «Стройметсервис-2007»
Прокурор запросил для экс-акима Костаная Ахмедбека Ахметжанова 15 лет колонии строгого режима
Ахмедбек Ахметжанов: «Я не совершал преступлений, в которых меня обвиняют»