26 апреля – День интеллектуальной собственности. Незаконное использование товарных знаков, контрафактный товар встречаются у нас очень часто. Как с этим борется государство и есть ли эффект? Корреспондент «КН» задал несколько вопросов Ренату КАПЫШЕВУ, руководителю отдела по правам интеллектуальной собственности Департамента юстиции области.
– Ренат Куанышбаевич, плановые проверки бизнеса по вашему направлению запрещены. Как тогда следить за порядком?
– Но ведь разрешено проводить внеплановые проверки по заявлению правообладателей. И такие факты есть. В прошлом и этом году поступили заявления от владельцев таких товарных знаков как «Swarovski», «IKEA», «IPHONE», «WD-40», «BEATS», «StarLine», «Toyota». Мы провели 16 и пять проверок, соответственно.
Причем по прошлому году возвращенных и прекращенных судом дел нет. Предприниматели наказаны в административном порядке. Общая сумма штрафов – около 1,2 миллиона тенге. Изъято свыше 400 единиц контрафактной продукции на сумму около 450 тысяч тенге.
Что касается проверок этого года, четыре находятся – в административном суде, а по одному, переданному в Департамент госдоходов, вообще возбуждено уголовное дело.
– Не то что обыватели, но и многие бизнесмены скептически относятся к тому, что компании планетарного масштаба знают о нарушениях их прав в Костанайской области.
– Знают. Потому что у них есть доверенные лица в Казахстане. И таких с каждым годом становится всё больше. Впервые проверку от владельца всемирно известного бренда провели три года назад. Заявление поступило от доверенных лиц компании «Toyota & Lexus».
– Незаконное использование товарного знака – понятие широкое. И это не всегда подразумевает контрафактный товар. Ведь разрешения на продажу товара от владельца марки не требуется. Чем грешили те, кто предлагал продукцию под вышеназванными брендами?
– Действительно разрешения на продажу товара каких бы то ни было марок не требуется. Но зато владелец бренда имеет право предъявить претензии на предмет незаконного использования названия в вывесках и рекламе. Но как выяснилось во время проверок, все предприниматели, кроме тех, которые торгуют «IKEA», продавали еще и контрафактный товар.
– Выходит, рынок пусть и по небольшому перечню товарных знаков, но всё же очищен?
– Вряд ли можно делать такой вывод. Потому что мы имеем право проверить только тех бизнесменов, которые указывают в своем заявлении владельцы товарного знака. Например, по бренду «IPHONE» проверили две торговые точки. Но не факт ведь, что только там предлагают контрафактный товар.
– Зачастую подделки выдает цена. Так что покупатель понимает, что приобретает неоригинальную продукцию.
– Далеко не всегда. Например, подделка аэрозольного американского препарата «WD-40» (используют, в частности, для откручивания заржавевших соединений. – Прим. авт.) стоила столько же, сколько оригинал. То же самое можно сказать о подделках «StarLine» (российская автосигнализация. – Прим. авт.), запчастях на автомобили «Toyota». Так что покупатели, скорее всего, были уверены, что приобретают оригинальную продукцию. Кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу, что точечная борьба тоже дает эффект. Например, несколько лет назад Костанай был завален контрафактом «StarLine», «Toyota». Сегодня таких случаев в разы меньше. Но сколько бы и в каких масштабах государство не боролось с нарушителями в сфере интеллектуальной собственности, впрочем, как и по другим моментам в торговле, потребителю стоит быть начеку, спрашивать документы. Тем более что именно грамотный потребитель как никто другой лучше способен навести на рынке порядок.