Сегодня угроза со стороны экстремистских религиозных организаций – реальность. Есть ли защита от них? Есть. В этом уверен магистр исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Казахстана КГПИ Куаныш Абильмаликов.
– Куаныш Кабдулович, раньше многие религиозные организации вели миссионерскую работу на улицах. Сейчас это запрещено законом. Все ушли в интернет-пространство. Каждый год на основе мониторинга Комитета по делам религий закрываются неблагонадежные сайты...
– Сайты закрывают, появляются новые. Они меняют свое название, месторасположение. И сегодня борьба эта серьезная, долгая и напряженная. Ведь интернет-вербовщики различных экстремистских организаций могут создавать не только сайты, но и фейковые страницы, добавляться в друзья и с помощью виртуальной беседы вовлекать молодежь в деструктивные псевдорелигиозные организации. Их странички часто не соответствуют реальной действительности. Мнимая биография, чужая фотография. Создается мнимая виртуальная личность, как правило, возраста намеченной «жертвы». К примеру, в социальных сетях некто добавляется к вам в друзья и предлагает посетить онлайн-лекцию или семинар по духовному развитию личности. Приведу пример такой переписки «ВКонтакте»: «Добрый день! Я занимаюсь поиском людей, которые хотели бы расширить свои знания в области эзотерики, доктрине-йоге и буддизма. В Интернете проходят познавательные лекции на эти темы... Лекции бесплатные». Вроде безобидное сообщение. Почему бы не развиваться человеку, не узнать побольше о буддизме, йоге. Да еще бесплатно! Кликнут по предложенной ссылке и вместе с материалом по теме, получают еще информацию псевдорелигиозного характера. А затем попадают на сайт деструктивной организации.
– Ну зашла я на этот сайт, сообразила что к чему, и больше не зайду…
– Сначала вас попросят зарегистрироваться. Сразу никто не будет вам говорить об истинных целях такого сайта. Вам дают определенные техники йоги и спрашивают, где вы живете. Ага, в Костанае. Недалеко от тебя, в Астане, находится наша организация, и ты можешь там более подробно узнать о технике йоги, попрактиковаться. Так йога стыкуется с псевдорелигиозными направлениями. В Костанайской области тоже гуляли среди студентов колледжей сообщения об онлайн – лекциях для духовного развития. Девушкам в Интернете вербовщики предлагают познакомиться, обещают даже замужество. Нашумевший случай – Варвара Караулова, студентка МГУ, познакомилась с турецким вербовщиком, пообещавшим на ней жениться. Поехала в Турцию, там должна была пересечь границу Сирии, но ее поймали пограничники. Она должна была воевать на стороне экстремистской организации в Сирии. Вербовщик втирается в доверие, расспрашивает человека, как он живет, в какие группы по интересам входит. Начинает хвалить, мол, я тоже этим занимаюсь. Тебе говорят доброе слово, и ты отвечаешь тем же. Вербовщик может обхаживать человека от месяца до полугода. Иногда предлагает встретиться. И за полтора часа в реальном времени опытный вербовщик без проблем переформатирует сознание человека.
– А если человек высокообразованный, думающий? Неужели поддастся вербовке?
– Это роли не играет. Деструктивные организации сегодня выбирают как раз таки образованных людей. Образованный адепт в деструктивной организации ценнее адепта без образования, потому что может привлечь больше сторонников, обладая красноречием, интеллектом, харизмой. Но любой человек должен во что-то верить, даже если у тебя образование высшее, среднее или вообще отсутствует.
И, знаете, образованного верующего человека тяжелее вовлечь в деструктивную псевдорелигиозную организацию. Если же у него нет устоявшихся вероубеждений, пустое место заполняется идеями псевдорелигиозных организаций. А завербовать можно любого, тут главное – правильный подход. Целевая аудитория псевдорелигиозных организаций – это молодежь от 15 до 30 лет. Еще одна целевая группа, откуда можно набирать сторонников – люди пожилого возраста, которые остаются одни, когда их взрослые дети забывают о своих родителях.
Технологий множество. К примеру, в псевдорелигиозных организациях практикуется такая методика как остановка мыслей. Адептам предлагают при любом возникающем сомнении в правдивости учения повторять определенную фразу, например, молитву или мантру. Это делается, чтобы блокировать критическое мышление у человека. Также распространен метод «придуманный язык». Создается определенный набор терминов, непонятных для обычных, непосвященных людей. Запрет чтения некультовой литературы, просмотр телевизионных новостей и передач – тоже действенный способ влиять на человека. Адепт не принимает решения самостоятельно, а вынужден в любых жизненных ситуациях руководствоваться постулатами своей организации.
– Жертва вербовщика – это слабовольный человек?
– Да. В споре такой быстро сдается: «Я согласен с тобой, твоими выводами». Вербовщик говорит: раз согласен, пошли со мной. И человек, лишь бы отвязались, соглашается, думая, что это ему ничем не грозит. Но попав в деструктивную организацию, подвергается мощной информационной обработке. Более того, остается один на один против многих адептов псевдорелигиозной организации, уже убежденных в своих взглядах. Такому новичку всегда будут улыбаться, окружать заботой, создавать уют и комфорт, чтобы человек расслабился и стал доверять, и всегда говорить: «Ты избранный, мы ждали именно тебя, почему ты не видишь истины». Человек расслабляется и остается. Потом, с течением времени, в процессе агитации, убеждений, умелой подачи информации, ловко обрубают его связи с внешним миром – друзьями, семьей, родителями, и создают ему новый мир, куда будут входить только члены данной организации. Если есть дети у такого человека, постараются и их тоже вовлечь.
– Куаныш Кабдулович, а зачем им мы?
– У таких организаций цели всегда разные. Одна из них – цель финансовая. Каждый из адептов в такой псевдорелигиозной организации платит обязательную десятину, подношение или пожертвование один раз в неделю, два раза в неделю. Везде по-разному. Причем этот принцип подается под вывеской благотворительности. На самом деле деньги могут идти просто на развлечения руководителя. Были такие примеры и в Казахстане. Следующая цель – политическая. Чем больше у тебя сторонников, тем больше у тебя влияния, силы. Появляется возможность захватить территорию и создать свое собственное государство. Яркий пример – на Ближнем Востоке. Третья цель – получить влияние. Есть такие организации, например, «Церковь сайентологии», которые сознательно выбирают политиков, депутатов, художников, актеров... Пусть они не богаты, но имеют определенное влияние и политический вес. Четвертая – посеять с помощью различных идей в человеке сомнения. Чем больше сомнений, тем беспокойнее в стране, что на руку экстремистам.
– Порой в человеке возникают сомнения из-за действий самих чиновников – коррупции, бюрократии...
– Коррупция есть в любом государстве и во все времена. Да только в псевдорелигиозных организациях создается ореол святости вокруг себя и ореол греховности вокруг государства. Какие плохие чиновники, давайте построим арабский халифат на принципах справедливости. За взятки будем рубить руки, вернемся к Средневековью… И начинается формирование нелояльности к государству, соседу, семье, другу... Сформировать можно любое мышление. Вот Южная Корея, до того, как там появились американцы со своими сектами и религиозными организациями, на 80 процентов была буддистской страной. И что в итоге? Большая часть корейцев превратилась в неопротестантов.
– Как?
– Есть технология Джозефа Овертона, которая в течение нескольких десятилетий может поменять представление народа о каком-либо явлении. Например, в 2015 году Барак Обама принял закон, разрешающий браки между представителями нетрадиционных сексуальных ориентаций. И это Америка, изначально состоявшая из пуритан и консервативных верующих, ставящих во главу семейные ценности! Здесь свою роль сыграли СМИ и ученые. Поясню на примере людоедства. Антропофагия и каннибализм – одно и то же явление. Но каннибализм звучит отрицательно, антропофагия – слово незнакомое и нейтральное. Этот термин начинают двигать ученые. Придумываются псевдоисторические факты. Например, Чингисхан был каннибалом. СМИ рассказывают об этом населению. Люди начинают думать, что это правда. Затем в СМИ рассказывается о случае каннибализма, при этом каннибала расписывают хорошим человеком. Гениальный художник, ну съел одного человека. А теперь приведу реальный факт. Во Франции один кулинар съел свою подружку. В СМИ его оправдывали, мол, хотел почувствовать новые вкусовые ощущение. И ему дали всего пять лет.
Далее, следуя принципу Овертона, создается группа анонимных каннибалов в Интернете. Что делают СМИ? «Группа каннибалов съедает в год 2-3 человека, но нацисты во время Второй мировой войны уничтожили 50 миллионов человек. Кто хуже? Естественно, нацисты. И каннибалы по сравнению с ними дети. Они не так страшны». Что следует дальше? На каннибалов перестают обращать внимание. Следующая фаза – переход на уровень государственной политики. Каннибализм не запрещен, гомосексуализм не запрещен. И чувствуя полную свободу, такой человек делает, что хочет. И когда значительная часть населения переходит на идеи каннибализма, каннибализм принимается законодательно.
– Как все-таки мы мало знаем...
– Информированность общества по-прежнему невысокая. И то, что в учебных заведениях ввели такие дисциплины как история мировых религий и религиоведение – правильно. Человек должен быть образован и светски, и духовно. А когда только религиозное или светское образование, ты или духовно не развит, или не знаешь даже таблицу умножения. Поэтому студентам говорю: верьте хоть в макаронного бога, но не навредите государству, семье, людям...