Весной, когда подходит время эстафеты «КН», я вспоминаю Ленинград, Пискарёвское кладбище…
Декабрь, минус 25, высокая влажность, ветер свистит по пространству знаменитого мемориала. Мне 18, мы стоим у монумента скорбящей женщины, и экскурсовод, с виду явная блокадница, худая, с изможденным лицом рассказывает, как это было в 900 дней фашистской осады. Как умирали на ходу люди, и как другие, собрав последние силы, везли их, чтобы похоронить. Страшно.
А еще страшно холодно. И мы подпрыгиваем, бьем ногой о ногу, стараясь согреться. И в этот момент, когда уже нет никакой мочи терпеть этот влажный мороз, экскурсовод переводит на нас взгляд и говорит: «Эти люди так много страдали и так долго терпели. А вы не можете потерпеть такой малости...» Я помню этот взгляд до сих пор. Тогда я вынесла для себя первый урок: гвоздь в своем сапоге не должен быть «кошмарней фантазий Гете». А позже поняла и более важное: в этом мире мы связаны. Памятью. А если это связь рвется, то общество трудно назвать здоровым.
Возможно, в 18 лет мысли у нас коротенькие, как у Буратино. Беда в том, что и повзрослев физиологически, некоторые остаются юнцами, которые не умеют отличать важные события от несущественных моментов бытия. Практически каждой весной редакцию одолевают звонки – опять ваша эстафета, опять перекроют весь город, нам неудобно! Конечно, таких людей не так много, но они есть, и они требуют «прекратить безобразие». Между тем подобные легкоатлетические пробеги или велогонки проходят во многих городах мира. Вспомним Бостонский марафон или велогонку «Париж-Ницца», массовые велопробеги в Астане, и тамошние горожане этим гордятся.
Но бог с ней, с гордостью, оставим ее за скобками. Просто вспомним, когда и почему родилась эстафета «КН». Первый раз она прошла в 1948 году по инициативе коллектива и главного редактора газеты «Сталинский путь» Соломона Ициксона, преемником которой являются «КН», ну и, конечно, спортивной общественности. Это было бедное и трудное время. Страна еще не оправилась от разрухи, от горя, но наши предшественники-журналисты именно таким образом решили отметить третью годовщину Победы.
Старт первой эстафеты, по воспоминаниям очевидцев, стал для кустанайцев ярким и радостным событием, потому что был зримым воплощением мирной жизни, когда не нужно стоять в три смены у станка, когда можно смеяться, не думая, что твоих близких настигнет пуля.
Та эстафета могла стать первой и последней, но наши мудрые коллеги решили протянуть в будущее ниточку памяти о великой Победе. Несколько раз, когда наступали кризисные моменты в экономике, в коллективе «КН» задумывались: а не опустить ли занавес? И всякий раз находился кто-то, чтобы сказать – не мы эстафету открывали, не нам ее и закрывать.
Посмотрите: в первом пробеге участвовали десятки, может, сотни спортсменов. Нынче – от полутора до двух тысяч участников. А сколько болельщиков и зрителей?! И это реальное воплощение простой и важной цели – помнить через года о тех, кто приближал 9 Мая.
А потому уже 68 лет журналисты «КН» несут СВОЮ вахту памяти. Мы должны это делать, потому что новые поколения постепенно забывают, что Победа была достигнута ценой невероятного напряжения сил, страданий, потерянной любви и разбитых надежд целого поколения. Наши деды и прадеды всё это вынесли на своих плечах, не думая под свистом пуль или изнемогая от усталости в цехах, о том, что потомки оценят их подвиг. Они так много терпели. Просто вспомните об этом, когда в городе проходит эстафета «КН». И сегодня, 5 мая, именно такой день.
Галина КИМ