11 мая Валентин Якимов отметил 70-летие. 45 лет врачебной практики. Торакальный хирург, организатор здравоохранения, врач высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, академик МАИ он по-прежнему в строю – работает дерматовенерологом областного Центра СПИД.
«Волею случая...»
– Валентин Борисович, вы всегда хорошо выглядите. Это качество, приобретенное со временем?
– Думаю, генетика, за что благодарен родителям. А еще я с детства занимался многими видами спорта. Многоборье, плавание, легкая атлетика, лыжи, занятия штангой. Спорт пришлось оставить, когда начал учиться и работать, но базу, видимо, заложил основательную. К тому же я никогда не курил. Стараюсь не засиживаться, много ходить, меньше есть мучного, сахара, соли, больше овощей и пить жидкости. Все-таки с возрастом обмен веществ замедляется. Но это не значит, что каждую килокалорию считаю. Все должно быть в меру, а вообще я за здоровый образ жизни .
– Если нравился спорт, могли бы выбрать эту стезю, почему выбрали медицину?
– Волею случая. Родился там же, где и Петр Чайковский – закрытый город оружейников Воткинск (Удмуртия. – Прим. авт.). Родители встретились после войны, поженились, родился я. Но, увы, они прожили вместе недолго, разошлись, и мама воспитывала меня одна. В конце пятидесятых мой старший двоюродный брат переехал в город Рудный и я, семиклассник, с ним. Пошел в школу №6, которая готовила помощников машинистов тепловозов. Я много чем увлекался: рисование, лепка, машиностроение, авиамоделирование, в старших классах увлекся радиоделом. Сам конструировал маленькие приемники, магнитофончики, даже подумывал поступать в институт радиоэлектроники. После школы год проработал помощником машиниста тепловоза, в карьере ССГПО. А после я поехал с ребятами из моего класса поступать в только что открывшийся медицинский институт в город Целиноград и легко поступил.
Я учился с удовольствием и никем себя другим, кроме как хирургом, не представлял. Правда, заканчивал я Кубанский медицинский институт по семейным обстоятельствам. На третьем курсе родились дочери двойняшки. Помимо учебы работал на мебельной фабрике и сторожем в ночное время. Было нелегко, но за годы учебы ни одной лекции не пропустил. Я хочу сказать отдельно добрые слова о своих высококлассных преподавателях. Прошло полвека, а я до сих пор помню на латыни медицинскую терминологию и многие образовательные дисциплины.
– Но в Краснодаре не остались...
– У меня был выбор. Сочи – курортная зона Черноморского побережья и загранплавания, но захотелось вернуться домой, в Рудный. Тогда был дефицит врачебных кадров и главный врач рудненского противотуберкулёзного диспансера предложила мне работу торакальным хирургом. У меня был замечательный наставник, это стала отличной школой для начинающего хирурга. А когда открыли областной тубдиспансер в Кустанае и туда перевели хирургическое отделение, меня пригласили в областной центр. Как только получил квартиру, перевез свою семью с Кубани. Работая торокальным хирургом я возглавил профком в больнице, а затем получил назначение на должность заместителя главного врача.
Работа мне нравилась и административная, и оперативная. Оперировал тяжелых и сложных больных, некоторым отказным больным с НИИ туберкулеза. Выступал с докладами на конференциях, семинарах, подумывал о научной работе. Затем мне предложили должность заместителя начальника областного Управления здравоохранения. Поначалу я отказывался, ведь это не практическая медицина, придется оставить любимую хирургию. И через год получил назначение на должность первого руководителя. За пятнадцать лет работы нарабатывался опыт управления в организации медицинской помощи населению, множество мероприятий в местной исполнительной власти, в Министерстве здравоохранения, семинары, научные конференции, встречи с интересными людьми.... Время пролетело как один миг.
«Больницу не закроешь»
– Не жалели, что бросили скальпель?
– Конечно, была ностальгия. Мне и сейчас иногда снятся сны, как я оперирую. Но я не жалею. Надо идти по дороге жизни, не оглядываясь назад. Меня не раз приглашали в Министерство здравоохранения на должность первого заместителя министра. Я отказывался, тогда еще не имел учёной степени и как же мне руководить докторами наук и профессорами, академиками. Мой отказ министр не принимал, прессовал крепко, посылал комиссии в область с проверками. Всё пережил и выдержал. У меня сложились хорошие отношения с многими руководителями в регионах в республике и в Союзе. Особенно доверительные отношения были с заместителем министра здравоохранения СССР Громыко В.В. Он наш земляк, уроженец Камыстинского района и родной области всегда помогал. Медицинское оборудование, автотранспорт, первые реанимобили, аппараты УЗИ и искусственной почки, появились в области при его поддержке.
– Что вспоминаете о трудных 90-х годах?
– Это было непростое время. Медикаментов не хватает, проблемы с питанием больных, с расходным материалом, задержка заработной платы. Начался отток кадров, жалобы, просьбы. Из всех социальных сфер, здравоохранение – самая чувствительная отрасль. Если в мороз школу можно закрыть на несколько дней, то на родильный дом, скорую помощь и другие больницы замок не повесишь. В стране происходила частая смена руководителей Министерства здравоохранения. Началась оптимизация в больницах, стали сокращать койки, закрывать ФАПы, участковые больницы, реформировали первичную медико-санитарную помощь. Я был не слишком сговорчив. Как своими руками все разрушить? В передовиках на коллегии Министерства ходили те, кто больше всех закрыл медицинских учреждений. Там же говорили, кто работает больше десяти лет – ретрограды и горбачевцы, так как думаете о людях, а надо о рыночной экономике.
Помню большое совещание в правительстве, рассматривался вопрос о внедрении программы ДОТС в лечении туберкулеза. Эта программа была разработана для развивающихся стран. Лечение и питание было катастрофически на низком уровне. Но в нашей стране есть материальная база, медицинские технологии и прекрасные специалисты в этой области. Вопросы борьбы с туберкулёзом я знал не понаслышке, поэтому выразил несогласие, сказал, что туберкулёз – инфекционное, системное и социальное заболевание и при таких ресурсах нам его не остановить. Недовольно спросили: кто такой? Ага, Якимов. Считай, что больше не работаешь. Я парировал, мол, если из-за меня туберкулез не победить, я согласен уйти. Аким области меня не уволил, но финансирование на лечение туберкулеза в стране увеличили в 2,5 раза.
«Никогда не кричал»
– А дети пошли по вашим стопам?
– Старшая дочь получила медицинское образование и с семьей уехала в Германию, сейчас работает в медицине. Младшая закончила университет мировой экономики, живет в России. У меня семь внуков, трое правнуков.
– Вы настолько интеллигентны, что, кажется, не умеете кричать?
– Я никогда не повышаю голос. Кто на подчиненного кричит, проявляет свое бессилие. Человека нужно уметь слушать, сделать участником диалога и убедить. Я проходил неоднократно профессиональную подготовку, в том числе и по вопросам управления как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Руководитель – прежде всего профессионал, психолог, дипломат и должен уметь решать конфликтные ситуации, работать с персоналом, индивидуально на вербальном и невербальном уровнях. Кто проявляет агрессию, кто, наоборот, молчит и выжидает. Ты смотришь и слушаешь человека и уже знаешь, как с ним разговаривать, как вести диалог. Иногда приходят с такими вопросами, которые не имеют решения, но ты обязан убедить человека, чтобы он остался понятым.
– Знания психологии помогли, когда вы стали «отцом» костанайского НПО Казахстанской ассоциации по половому и репродуктивному здоровью. Мысль пришла, когда вы возглавили облкожвендиспансер?
– Еще работая в областном здравоохранении мне предложили пройти тренинг в Лондоне по сексуальному воспитанию детей и подростков, после чего в Костанае прошла первая Международная конференция с участием именитых специалистов медиков, педагогов, журналистов. Так 20 лет назад родилось НПО Казахстанская ассоциация по половому и репродуктивному здоровью. В середине 90-х годов пошел рост болезней, передаваемых половым путём. Кроме профилактических и лечебных мероприятий, надо было воспитывать сексуальную грамотность среди молодежи. Наше НПО готовило образовательные программы и мероприятия для молодежи и подростков. Продвигать это мне помогали коллеги, единомышленники и волонтеры. Наша организация пролоббировала законы о репродуктивных правах и здоровье. Кстати, сейчас я также работаю консультантом в региональном Центре подготовки кадров госслужащих, член областного общественного Совета. Я благодарен, что в моей судьбе сыграли большую роль замечательные люди, с которыми я работал, общался, мы вместе радовались успехам.
– Спасибо.