Она год за годом, больше 20 лет подряд, удерживалась на первом месте в народном рейтинге красавиц Советского Союза. Зеленоглазая кинобогиня. В Костанае народная артистка России согласилась только на одно интервью – корреспонденту «КН».
«Сейчас рассмотрим все морщинки...»
– шептались в первых рядах концертного зала Костанайской облфилармонии женщины разных лет. Трудно простить ей всеобщее мужское поклонение. Гостья возраста не скрывала: «Да, мне недавно исполнилось 65, – сказала Ирина Алфёрова за кулисами. – А я живу, а я работаю, а я выхожу на театральную сцену и съемочную площадку. Чаще в роли мамы, тещи, бабушки. Но всегда любимой и любящей!»
Вот и в спектакле «Чего же хотят мужчины», который увидели костанайцы, она играла про любовь. Не девчонку, а супругу со стажем. Её героиня добивалась мужского внимания. Всеми средствами. Даже встала на четвереньки и погавкала на собачонку, которая стала занимать всё свободное время её мужа. Жила книжными страстями, постоянно цитируя классиков. И добилась своего. Признания в том, что она ещё любима.
Мужского внимания Ирина Алфёрова не избежала и после спектакля. С цветами и подарками костанайские мужчины ждали её у гримерки. Дарили конфеты, расшитый золотом зеленый камзол под цвет глаз. Она подарки приняла, но больше её подкупили комплименты. И здесь началась магия… Стоило мне только задать первый вопрос и окунуться в её лучистые изумрудные глаза – оторвать от них взгляд и заглянуть в блокнот было невозможно. Я почувствовал себя кроликом перед удавом. 40 минут общения на одном вздохе.
«Всё всталона свои места»
– Ирина Ивановна, а для вас бывает много комплиментов?
– Нет. Тут главное – чтобы говорили искренне, не формально, как это, увы, нередко бывает. Банальные фразы скучны даже по звучанию. Мне посчастливилось чаще встречать нескучных людей.
– Почему вы, за что ни возьметесь, в кино или театре, играете всё время только про любовь? Лирическую, томную, на уровне «давай помолчим»...
– А разве может в жизни быть по-другому?! Сама жизнь – и есть любовь. Хотя даже когда попадается роль эдакой гадины, в конце концов стараюсь её оправдать – почему она такой стала. Пусть дура, но любит. Она не виновата: сначала делает, потом говорит и думает. Почему сегодня женщины такими становятся? Этот вопрос лучше задавать мужчинам, в которых и есть причина.
– Звучит как обвинение.
– Пусть так. Может, кто прочтет и задумается. Потихоньку подойдет к любимой женщине, обнимет её нежно и, как вы сказали, просто помолчит.
– В сегодняшней роли тоже много подводных камней. Женщина прожила с мужем 30 лет и вдруг обнаружила, что дворняжка с улицы ему дороже. Почему согласились на такую провокационную роль?
– Захотелось примерить и эту судьбу. Эта пьеса очень хорошая. Она столько призов на международных театральных фестивалях получила! Материал очень глубокий. И здесь режиссер должен быть хороший. Что я и потребовала, когда согласилась играть в этом спектакле. На первых репетициях в ужасе была! Просто игры разума. Были надуманные образы. А с хорошим режиссером всё встало на свои места. Моя-то роль здесь, считаю, служебная, сопутствующая. Я стараюсь не мешать разобраться мужчинам, чего же они всё-таки хотят. Надеюсь, получается.
«Время талантливых режиссеров на подходе»
– В силу своих природных качеств, актерского дарования, вы запросто можете манипулировать зрителями, мужчинами. Пользуетесь этим не только на сцене?
– А-а-а, хитрец! Всё к личной жизни склоняете. А я про актерство. Да, могу манипулировать, но в рамках той роли, которую выбрала для себя. Например, нужно было для этой же пьесы «Чего же хотят мужчины» подобрать толкового режиссера, настояла на своем. Применила обаяние и настойчивость. Дали хорошего молодого режиссера.
– Вам часто приходится работать с молодыми режиссерами?
– Нет, не так часто, как хотелось бы. Но молодежь на режиссерскую ниву именно сейчас приходит хорошая. Время талантливых режиссеров на подходе, новая волна. Мне лично всегда везло на таких.
– А как определяете – хороший режиссер или нет? Твой, не твой?
– При первой же встрече видно – со стержнем, со своим видением материала. Можно и подчиниться, если ты понимаешь, что он в профессии глубокий. Что идет не только по отработанной схеме «сели, встали, сели, встали». А он говорит о любви глубже, чем это написано в сценарии. Мы в Питере поставили один спектакль с потрясающим режиссером Семеном Спиваком. Вроде бы и комедия положений, все изменяют друг другу. Но он – гений! Там такие мизансцены, он всё так перевернул. Я у него спросила: «Как же так получилось? У всех в этой пьесе про измены, а у вас про любовь». Он: «А мне про другое не интересно». И зритель на этом спектакле не только смеется, но и задумывается. Название дурацкое – «Пижама для шестерых», но постановка... Ах! Каждое слово продумано, отыграно, а объём у чувств какой!
– Для того чтобы сыграть какую-то интересную роль, вам нужно влюбиться в режиссера? Или всё наоборот: через хорошего режиссера понимаете роль, влюбляетесь в неё, образ становится по размеру.
– И сейчас не могу ответить на этот вопрос однозначно. Наверное, всё должно совпасть. Режиссер может быть отличным, а материал никудышным. И, наоборот.
– Ваша героиня в спектакле, который увидел костанайский зритель, живет шекспировскими страстями. А в вашей жизни было и есть место для страсти?
– Конечно, а куда без неё. Главное, чтобы она не стала «розовыми очками». Жить страстью очень сладко, а вот в любви – уютнее, теплее, надежнее.
«Мечтаю сыграть саму себя»
– Вам сегодня много предлагают киноролей?
– Не так уж много. Я и сама современные фильмы не смотрю. Если и начинаю, то тут же выключаю. Мне неинтересно. Режиссура в кино очень хромает. Бывает, вижу, что хорошие актеры играют плохо. Вот только вчера попыталась посмотреть одну из недавних премьер и была просто в у-жа-се.
– Почему?
– Всё на деньги переводят. Пытаются вложить копейки. Не гениев искать, а главное – чтобы всё было дешево и быстренько. Сейчас в кино 12-часовой рабочий день. Как можно снимать без остановки, сутками? Там уже и актерам ничего не хочется, выдают искусственные эмоции. Когда я снималась в последнее время, то режиссеров на площадке не видела. Они все сидели за мониторами. Когда такое было?! И поэтому всё так неинтересно. Нужно иметь такое мужество актеру, чтобы сейчас сниматься. Рассчитывай только на себя. Если я снимаюсь, работаю с зеркалом, репетирую с другими артистами, дома с мужем: мол, помоги разобрать сцену. А на съемочной площадке режиссеры отсутствуют. Они просто смотрят картинку. Хотя верю, что молодежь сейчас начнет действовать. Она уже начала.
– А что бы вы ещё хотели сыграть?
– Мечтаю сыграть саму себя. Это как посмотреть на себя со стороны, разобрать по частичкам, а потом сложить воедино и удивиться тому, что получилось. Или пожалеть... У меня столько много накоплено интересных историй. Ведь я всю жизнь играла. Зрители видели и видят мои роли, но не меня. Да, каждая роль со своим перчиком, но это не я. В предлагаемых обстоятельствах я бы во многом поступила иначе. Где-то жестче. Где-то мудрее. Но пока такую пьесу «про меня» не написали.
– Так в чем же дело? Возьмитесь сами.
– Нет, это не моё. Хотя опыт в какой-то мере был. У меня есть спектакль «Ночь с незнакомцем». Я всё переписала. Автор современный, мне разрешил. Там про странную любовь. И я сама написала и стихи, и реплики партнеру. Мне важно, чтобы было «не играю». Вот я там не играю, а живу. Хочу, чтобы и в кино получилось прожить, а не проиграть роль.
– Я был на вашем спектакле «Пришел мужчина к женщине» в московской Школе современной пьесы. Мне показалось, что вы там жили.
– Да, и в паре с Альбертом Филозовым проживать этот материал было интересно. А теперь представьте, что там сейчас вместо меня играет Анастасия Волочкова... Я ей не критик. Но просто нужно уважать театр, искусство, свою профессию. Может, мне теперь встать на пуанты?! Нельзя только ради раскрученного имени жертвовать постановкой.
Неделю назад зашла в магазин после спектакля. Ко мне подошла пара: «Мы только с вашего спектакля. В финале не удержались от слез. У вас получилось так пронзительно рассказать о любви. Спасибо вам большое! Нам так жить захотелось». Вот ради этого я выхожу на сцену.
«Люди рождаются с характером»
– Для вас важно, чтобы партнер по сцене был удобный?
– Да. В спектакле «Чего же хотят мужчины», например, Соколовский очень удобен. Он не сердится, когда импровизируешь. Я не могу говорить только тот текст, который написан. Каждый раз у меня что-то рождается. Фраза, шутка. И он это подхватывает, тоже импровизирует, мне это дико нравится. А есть партнеры – скажи, как написано. И такие, бывает, наказывают своим молчанием: мол, пока не договоришь фразу, не вступлю. И я отказываюсь от таких постановок. Вообще в роли отсекаю всё нечеловеческое, искусственно придуманное. Со мной очень многие режиссеры ругаются. Но я упорно стою на своём: не буду. Гадости не играла и не соглашусь ни за какие деньги. Это ведь всё равно отпечатывается на твоей жизни – роль гада. Нет и нет. Есть много хороших ролей и без того.
– Для массового зрителя Алфёрова и Абдулов – фамилии, которые стоят всегда рядом.
– Да, это было. Ещё и в кино оставили образы любящих. Саша был очень талантливый, столько бы смог сделать ещё. Немногие видели его в театре, поэтому не знают, какой он актер. А кинороли – только песчинки в его бездне таланта.
– Воспитанием внучки занимались?
– Никого нельзя воспитывать. Люди рождаются с характером. Это я давно поняла. Моя внучка не плакала и не капризничала, она куда-то всё время шла и за ней все шли. Школа пролетела незаметно, вуз тоже. Если в детстве что-то видела плохое, например, пьяного на улице, говорила: «Давай его поднимем, заберем, жалко, замерзнет». Я: «Он же пьяный!» Она: «Неважно, он же человек!» Вот так рассуждала девочка в пять лет. Такой и выросла – добродушной, честной, самостоятельной.
– У вас вся семья – артисты. Муж, дочь, зять. Почему бы вам не организовать семейный подряд? И на гастроли.
– Ой, нет! Роль режиссера на себя не возьму. Это мужская профессия. Жесткая. А собрать всех нас вместе?! У меня зять считает себя ГЕНИЕМ! Хотя я и сама считаю, что Егор Бероев гений, может всё сыграть. Ему от природы дано. Люблю его. Он молодчина. Могу часами его слушать. Но чтобы вместе?! Не получится. Мы уж вас порадуем каждый в своей роли и в своем спектакле или кино. И это будет обязательно ПРО ЛЮБОВЬ!
– Спасибо.