На старом кладбище в Костанае кто-то замазал белой краской глаза людей на фотографиях надгробий. От рук варваров пострадали и могилы участников Великой Отечественной войны.
Свободный доступ
– Вот, смотрите, и здесь замазали. И тут, на двух фотографиях...
Мы идем по кладбищу (ул. Маяковского, район Наримановского рынка) с Валентиной Поздняковой, находим все новые и новые надгробья, пострадавшие от рук вандалов. Валентина Михайловна обнаружила изуродованные фотографии 10 мая, когда пришла сюда в поминальный день.
неужели не понимают люди, что за каждым надгробием своя история, память близких…
По архивным данным, это кладбище было закрыто в августе 1972 года. Но за могилами усопших родственники ухаживают. Территория кладбища не охраняется и не запирается. Через него люди ходят на дачи, к примеру.
Обходим кладбище по периметру. Много неухоженных старых надгробий и могил. Но вандалы отметились только на тех, где совсем недавно навели порядок, обновили фотографии. За 20 минут находим пять надгробий, где на фото белой краской (или лаком) замазаны глаза, рот. Издалека смотрится, как будто их выкололи... Жутко.
Руки прошлого
Валентина Михайловна держится за сердце. Вытирает слезы:
– Только в июне прошлого года поставили памятники всем родственникам. Для этого пришлось продавать дачу. И вот, смотрите! Очистим фотографии, приведем в порядок. Горько и обидно за тех, кто когда-то защищал Родину, воевал, трудился на ее благо.
Валентина Михайловна не знала, как рассказать об этом мужу, который из-за болезни почти не выходит из дома. Вандалы надругались над могилами двух его родственников. Один из них, дядя, ветеран Великой Отечественной. Впрочем, в 1950 году его еще так не называли. Умер он в мирное время, но убила его война. Ранение. Осколок в сердце. Комиссовали.
– Нельзя было ему напрягаться, поднимать тяжести, – рассказывает Валентина Михайловна. – А работал он в газете «Сталинский путь» (теперь «Костанайские новости». – Прим. авт.). Как-то однажды женщины грузили тяжелые рулоны в машину, Сергей не выдержал, подошел помочь. Поднял рулон бумаги и умер почти сразу – осколок дошел до сердца. Жена беременной была. Как узнала – и в роддом ее сразу отвезли. Сын родился. Тоже Сергеем назвали.
Валентина Михайловна рассказывает и об отце мужа. Он тоже воевал, был контужен. Его даже приняли за мертвого и похоронили. Если бы не какой-то солдат, который проходил и увидел, что земля шевелится, так и не вернулся бы домой, к семье. Впрочем, после войны отец мужа тоже недолго пожил. Егерем работал в Красном Кордоне. Погиб от того, что лошадь понесла, сбросила его. У матери пятеро детей осталось, всех вырастила.
Валентина Позднякова рассказывает все это и недоумевает: неужели не понимают те люди, которые надругались над могилами, что за каждым надгробием череда вот таких историй из прошлого?!
Заявление
– Я обратилась в полицию, – рассказывает Валентина Михайловна. – Пришел участковый. Написала заявление, а он сказал, что им все равно ничего не будет. Даже если найдут. Максимум оштрафуют или закроют на несколько суток. А еще сказал, что статью, по которой наказание за вандализм предусмотрено, у нас убрали. Как же так?
В пресс-службе департамента внутренних дел сообщили, что это не так. Статью 294 УК РК «Вандализм» никто не отменял, как и наказание – от солидного штрафа (более полумиллиона тенге) до ареста на 75 суток.
Если у вас есть какая-то информация о тех, кто орудовал на кладбище, позвоните по телефону редакции 530-208.