С нового учебного года в системе начального образования Казахстана произойдут изменения.
Система 1+11 подразумевает появление в этом звене подготовительного класса. Так в нашей стране намерены оформить модель двенадцатилетней школы. Каким теперь будет детский сад, как он станет «дружить» с первым классом? Об этом корреспондент «КН» беседует со старшим преподавателем КФ АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Светланой ИОНОВОЙ.
– Светлана Петровна, давайте все же уточним: что конкретно изменится в школе для детей с появлением такой модели, как 1+11?
– Сейчас существует достаточно непростая структура, которую таковой и назвать-то сложно. Классы предшкольной подготовки посещают не все дети. В основном в них идут те, кто не охвачен дошкольным образованием. А в первый класс потом приходят дети с различным уровнем готовности к обучению – мотивационным, физическим, интеллектуальным. Потому что у них и возраст разный. Из детского сада – это дети 6-ти лет, из класса предшкольной подготовки – семилетки. Хотя вроде бы в Казахстане и есть единый стандарт дошкольного образования, он разработан до шестилетнего возраста ребенка.
И вот этот промежуток – от шести до семи лет – в последние годы был очень непонятным и аморфным как для педагогов, так и для родителей. Кто-то из них выбирал классы предшкольной подготовки, кто-то оставлял ребенка в старшей группе детского сада, а кто-то считал, он, и находясь в семье, уже готов к школе, его можно отдавать в первый класс.
Теперь же подготовительные классы станут обязательной ступенью общего образования, и дети после детского сада непременно будут их посещать. Таким образом появятся ступени – детский сад 5-6 лет и предшкола 6-7 лет. Весь этот год в республике шла апробация программы в качестве пилотного проекта по дошкольному воспитанию и обучению. Теперь будем анализировать результаты, готовиться к 1 сентября.
– На ваш взгляд, насколько необходимы изменения, о которых вы рассказали?
– Социально-экономические преобразования в республике сегодня требуют качественного пересмотра содержания образования. Одновременно меняется и сознание всех участников образовательного пространства. Известный общественный деятель, инициатор реформы системы образования в Сингапуре Кен Робинсон, обращаясь к педагогам, задавал им вопрос: «Откуда вы знаете, чему нужно учить детей сегодня, ведь никто не знает, каким будет мир через 30-40 лет и какие знания нужны будут человеку?» Вопрос, конечно, риторический. Однако он заставляет нас, взрослых, задуматься: как нам относиться к детству? Это время, когда ребенок должен играть и быть свободным? Или это возможность напитать его как можно быстрее знаниями, умениями?
– Светлана Петровна, правильно ли я вас поняла, что с появлением классов предшкольной подготовки с детских садов снимут обязанность учить, и они будут только воспитывать?
– На протяжении последних ста лет происходили интересные вещи с системой дошкольного образования. Детские сады изначально создавались как учреждения ухода и присмотра. И до 50-х годов воспитатели ориентировались в первую очередь на интересы детей. Но в 1953 году вышло постановление Совета министров СССР, которое предписывало воспитателям обучать детей на специально организованных занятиях. И тогда в садах появились парты, учебные доски, указки, методики обучения. Все как-будто забыли, что главное занятие у ребенка до шести лет – это игра. Сегодня мы пытаемся в детских садах перейти от формально организованных занятий к видам деятельности, позволяющим обучать играя. К сотворчеству взрослого и ребенка. Думаю, что отсутствие необходимости готовить детей к школе в старшей группе позволит воспитателям детских садов максимально развивать потенциал ребенка, а детям наиграться.
– Чтобы вы хотели пожелать педагогам-дошкольникам?
– Иногда я задаю вопрос воспитателям: «О чем вы думаете, когда идете в детский сад?» Они бодро перечисляют: надо провести занятия, подготовиться к педсовету или консультации, навести порядок на участке... Кажется, все правильно. И тогда я спрашиваю: «А о чем думают дети?» Наступает заминка, не сразу, но всё же они отвечают: «Играть и общаться». Поэтому я хочу пожелать, чтобы цели взрослых и детей, которые приходят в сад, совпадали как можно чаще.