Какой запомнилась весна 1962 года в нашей области легендарному советскому фоторепортеру Юрию АБРАМОЧКИНУ? Иные сегодня могут вспомнить ее вместе с ним, у других есть шанс стать участником ретроспективы. А у всех имеется уникальная возможность благодаря его снимкам вдохнуть аромат быстро текущего времени.
Если вы помните, в номере за 12 апреля мы опубликовали фото мальчика с яблоками в надежде, что кто-то узнает себя. Отклика пока нет, но мы ждем.
А пока напомним предысторию: фото с подписью «Целина, Кустанайская область, 1962 год» не так давно было опубликовано на официальной странице Вконтакте российской версии журнала Esquire. Набрало фото более 4000 лайков. Журнал и помог нам связаться с автором снимка.
Юрий Васильевич всю жизнь проработал в Агентстве печати «Новости», входил в кремлевский пул журналистов. Кроме того, запечатлел на уникальных кадрах первого советского космонавта Юрия Гагарина. Это не говоря о том, что он побывал во многих уголках Страны Советов и является лауреатом множества престижных конкурсов.
С читателями «КН» Юрий Васильевич поделился своими воспоминаниями о той самой поездке в Костанай:
– Я достаточно хорошо помню эту командировку. Вместе с журналистом мы прилетели в Кустанай из Москвы, а там уже на местном маленьком самолетике отправились из областного центра в район. Все было достаточно обыденно, как в любом советском колхозе. Встретил нас председатель. Хозяйство, в основном, конечно, состояло из местных – казахов и русских. Но было и много переселенцев из Украины. Я разговаривал с ними и отметил еще тогда, что многие из них основательно так надумали обосноваться тут и связывали свое будущее с этой землей. Наверное, сейчас они уже совсем местные. Тогда как раз шла уборка урожая, и мне хотелось показать весь ее масштаб. Что это та самая область, которая дает хлеб всей стране и кормит всю страну. Подумал, как это сделать? Забрался на самую высокую точку элеватора и сфотографировал оттуда все эти нагруженные машины с зерном. Правда, потом мне рассказали, что элеватор не справлялся с объемами и часть урожая пропала. Уж не знаю, правда ли это.
А мальчик с яблоками – это внук председателя. Помню, увязался он за нами, а у меня сразу глаз зацепился за то, что он белобрысенький такой, под пшеницу окрашенный. И яблоко жует. Хитрость раскрою – два яблока я ему дал, чтобы в кадре было несколько. В Кустанайской области мы пробыли несколько дней, а потом отбыли в Новосибирск.
Первый министр экономики России профессор Андрей Нечаев писал об Абрамочкине, что тот «действительно создал портрет жизни страны за несколько десятилетий. Кажется, не было крупного события в истории СССР и России, которое не зафиксировала бы фотокамера этого замечательного мастера. Покорение космоса, подъем целины, годы брежневского застоя и горбачевской перестройки, распад СССР, трудные экономические реформы 90-х. Он – публицист. Талантливый художник, Абрамочкин умеет снимать прекрасные, тонкие пейзажи. И все-таки его страсть именно фоторепортаж из гущи событий. Такие кадры нельзя сделать в тиши кабинета, в студии, на пленэре или на кремлевском приеме. Он живет рядом со своими героями, работает и радуется вместе с ними». И себя Абрамочкин называет именно фотожурналистом:
– Я постигал профессию, а профессия учила меня самого: преодолевать трудности, ценить удачи, не запрокидывать горделиво голову, а помогать коллегам и радоваться их успехам. Мне как репортёру близка жанровая, ситуативная, «живая» фотография. И здесь главное не упустить мгновение действия. Репортажный кадр требует от мастера особого «чутья на момент». Его предвидения.
У Юрия Васильевича огромный фотоархив. Но оцифрованы из этого множества еще не все фотографии. С его разрешения мы публикуем часть из них. Те, что касаются Костаная и не только. Под фото – комментарии автора.
1982 года. Жить Брежневу оставалось менее трех суток.