Последняя его выставка была в 2013 году. С тех пор в жизни эпатажного и знаменитого художника Костаная многое изменилось. Не в лучшую сторону: Руслан очень болен, у него проблемы с документами и деньгами. Самая главная боль – он больше не может писать.
Вне игры
Руслан, когда ему становится чуть легче, просит купить черную гуашь, черный акрил. Но писать не может. Домашние надеются, что это временно в жизни всего лишь 56-летнего художника. Последние шесть лет были тяжелыми: Цечоев перенес инсульт с последствиями – амнезия, атрофия мозга. Плюс гипертония. А когда поднимается давление, начинаются приступы, схожие с эпилептическими.
Лекарства и продукты покупает мама. Родственники и друзья помогают оплачивать коммуналку. Жена Руслана Лариса подрабатывает, как может. Моет подъезды, занимается репетиторством. Дочь – дизайнер, работает с фотографиями на компьютере, тоже берется за любой заказ. Только работа перепадает не часто. А устроиться на полный день не получается. Нельзя оставить Руслана. Ему бы оформить инвалидность, хоть какие-то выплаты. Но и тут все плохо: семья Цечоевых имеет российское гражданство. Плюс у самого Руслана еще и просрочен паспорт. Почему так получилось? Это детективная история.
Где картины?
Расцвет творчества Руслана пришелся на девяностые. Сегодня у него много регалий, которыми он не любит кичиться. Член Международной федерации художников ЮНЕСКО, работы которого выставлялись в разных странах мира – в галереях и выставочных залах России, Европы. Признание пришло к нему после 1992 года, после первой авторской экспозиции в Центральном доме художника в Москве, посольствах Нидерландов и США. Вот тогда и началась детективная история, из-за которой семья сейчас имеет российское гражданство и не знает, что с ним делать.
В 1994 году у Руслана и его супруги, как и у всех, были еще советские паспорта. В общем-то, они и обменяли бы их на казахстанские. Но тут в дело вступила некая Светлана Шустикова, которая занималась картинами Руслана, выставляла их в Москве. Руслану предложили сделать стипендию Фонда Сорос. В Москве. Единственная загвоздка – стипендия предоставлялась только гражданами РФ.
Руслан с женой через посольство в Алматы быстро оформили российское гражданство. Но тут в Москве растворилась Светлана Шустикова. Вместе с картинами Руслана. Вывезла их из частной галереи, они должны были выставляться в Испании. И человеку, который занимался стипендией для Руслана, Светлана не заплатила. Момент был упущен. Цечоев остался без стипендии и картин.
– Мы долго искали эту женщину, – рассказывает Лариса, супруга Руслана. – По слухам, она вообще ушла в монастырь. И неизвестно, где теперь картины...
Примерно в это же время вместе с картинами пропал еще один импресарио, Питер Темминк. Он выставил картины Руслана в частной галерее в Голландии. Картины успешно продавались, и какое-то время Питер даже передавал семье Руслана деньги, вырученные за работы. Но потом просто пропал. Перестал отвечать на телефонные звонки. Вместе с ним пропали и картины.
Был период, когда семью это не беспокоило. Пока все были здоровы и полны сил. Проблемы начались, когда заболел Руслан...
Не гражданин
Паспорта нужно было менять раз в пять лет. Система была отработана: в Костанае юридическая компания занималась такими услугами. В январе закончился срок действия паспорта Руслана. В это время он как раз находился в больнице. Когда ему полегчало, Лариса узнала, что компании, которая оказывала услуги по обмену паспортов, уже нет. Женщина стала искать, к кому обратиться. Время шло.
Лариса переживала, что мужа могут депортировать. Волновал её и еще один момент: Лариса хотела получить вид на жительство в Казахстане для себя и дочери, наконец обрести гражданство в стране проживания.
– Вид на жительство у них уже есть, – прокомментировал нам ситуацию начальник управления миграционной полиции ДВД области Кайрат Дутпаев.
У Цечоевых вид был получен автоматически, еще при оформлении паспортов в посольстве. По поводу депортации он успокоил: по закону нарушение сначала наказывается штрафом. Сейчас Лариса уже занимается оформлением документов Руслана.
Сохранить Руслана
Недавно разговаривала с молодыми интеллектуальными ребятами. Речь зашла о фильме Бёртона «Большие глаза». Я сказала, что работы художницы, о которой речь шла в фильме, напомнили мне Цечоева. У его героев тоже большие глаза. Оказалось, что ребята не слышали про Цечоева. Показала его картины в Интернете. Они были в восторге.
Сейчас семья Цечоевых как никогда нуждается в поддержке. Им уже больше нечем платить по счетам – все картины проданы. И даже компьютерные эскизы пропали – сгорел жесткий диск. Цечоевы ищут, просят работу. Любую – для мамы и дочери.
А еще мы решили попытаться отыскать следы картин Цечоева. Уже списались с бывшей землячкой Надеждой Рунде, детской поэтессой, которая живет в Германии. Передали ей контактные данные Питера Темминка. Возможно, ей удастся выяснить что-то о его местонахождении. Если у вас есть какие-то знакомые за границей, которые тоже могут оказать помощь в поисках, озадачьте их! Телефон в «КН» – 530-208.