Беседа с членом Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК, секретарем ЦК Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК), руководителем парламентской коммунистической фракции Владиславом КОСАРЕВЫМ.
В этом году исполнилось 60 лет ХХ съезду КПСС – он проходил в феврале 1956 года. Влияние исторического съезда, на котором Никита Хрущев развенчал Сталина и дал оценку репрессивному аппарату в СССР, особенно проявилось после развала Союза. В ряде стран борьба с тоталитарным прошлым обрела радикальные формы. А дань памяти жертвам политических репрессий отдают повсеместно – в Казахстане 31 мая. Эту тему мы обсуждаем с Владиславом Косаревым.
– Владислав Борисович, что вы можете сказать о 60-летнем сроке разоблачений сталинских «деяний»? В 1956 году прозвучал хрущевский доклад, и круги от него все идут. Например, Украина сегодня озабочена декоммунизацией, там приняты соответствующие законы. Недавно город Днепропетровск потерял часть своего имени…
– Вы у меня, у коммуниста, спрашиваете как я к этому отношусь? Отвечу: я к этому отношусь как к пляске дикарей на костях мертвецов. На Украине власть ведет себя абсурдно, к борьбе за идеалы ее деятельность не имеет отношения. Вы Днепропетровск упомянули, он теперь стал Днепром. А это ведь Григория Петровского вычеркнули из названия. И люди теперь стали вспоминать, кто же такой это был. А был он творцом украинской государственности, и само собой – украинцем, он и вышиванки носил как патриот. Петровский еще при царизме в качестве депутата IV Государственной думы от рабочей курии Екатеринославской губернии добивался, чтобы в школах там учили на украинском языке и чтобы на украинском языке велось делопроизводство и судопроизводство. Он радел и о культуре украинской, но все забылось. Пусть теперь вспоминают. Местное население было против переименования, но такое мнение сейчас не учитывается. Тяжело сейчас украинским властям: то русское надо изживать, то коммунистическое – дел невпроворот. Днепропетровск раньше Екатеринославом назывался – российская императрица тоже не в чести. Однако бороться против идеалов дикими способами нельзя.
– Владислав Борисович, но почему так много исторических последствий? Цветные революции происходят якобы потому, что народы не могут забыть тоталитарного прошлого. В том числе и развал Союза случился на этой почве. Время идет, а протестное настроение не теряет накала…
– Что вы мне рассказываете? Вся эта демагогия шита белыми нитками. Арабская весна, миграционный кризис – это что, наши последствия? В этом тоже Сталин виноват? А ИГИЛ, выходит, продукт НКВД? Вот что я вам скажу: Советский Союз развалили предатели, а потом этими плодами пользовались те, кто никогда не был в числе наших друзей. Это я мягко так выражаюсь, можно и жестче. Репрессии никто не отрицает. Но то, что мы видим сегодня – не наводит ли вас на мысль о реальном существовании заговоров, шпионажа и предательства как тогда, так и сейчас? Многие уже поняли, как это все было в тридцатых годах. Было два лагеря. Была борьба. Которая порой переходила грани разумного и гуманного. А сейчас все разумно, все гуманно? Кто это может утверждать? Вот Казахстан на карте мира – оазис. Мы можем гордиться разумной политикой. И я вам скажу, почему у нас нет диких стычек на почве национализма, почему у нас мирно сосуществуют партии? В том числе и потому, что у нас не запретили Коммунистическую партию. Я не о себе, не о своих коллегах, не о наших заслугах. А о том, что общество не раскололось на почве антикоммунизма. У каждого есть выбор, в какой партии состоять или спокойно жить беспартийным. И это единственно правильная политика – жить в согласии. Сколько людей пришлось бы противопоставить друг другу, если бы запретили Коммунистическую партию! О таких последствиях надо думать впрок, прежде чем объявлять кому бы то ни было войну.
– Но все-таки: как бы отреагировали парламентарии, если бы инициативная депутатская группа вышла с предложением о декоммунизации в Казахстане? У вас есть предположения на этот счет?
– Я не гадалка-ворожея, чтобы отвечать на такие вопросы. Давайте исходить из реальных фактов, ситуаций, настроений. Мы в парламенте работаем, занимаемся важным делом, а не палки друг другу в колеса ставим. Коммунистов в парламенте уважают. Мы хотим, чтобы Казахстан развивался, расцветал, и не хотим, чтобы люди в нашей стране столкнулись с распрями, подобными тем, которые разрушают сегодня Украину.
– При этом декоммунизацию, к примеру, и в России предлагалось ввести, как после Второй мировой войны денафикацию – борьбу с нацистской идеологией, символикой и так далее...
– Подобные сравнения возмутительны – это во-первых. И есть во-вторых и в-третьих. Например, Советский Союз в своей зоне оккупации Германии нацистскую символику уничтожил и не позволил никому из тех, кто был связан с нацизмом, работать в составе новой власти. А в зоне оккупации США нацистские функционеры находили себе работу на госслужбе. Советую всем, кто сегодня борется с коммунистами, где бы то ни было, посмотреться, что называется, в зеркало.
– Спасибо, что ответили на наши вопросы.