Школьник вместе со своей собакой спас пенсионерку, провалившуюся в погреб заброшенного дома и просидевшую там четыре дня. Мы решили узнать, в какой семье вырос герой.
Раил и Тайсон
Долгая дорога по степи и вот он, в глубинке, тарановский поселок с улыбчивым названием Смайловка.
Дом Раисовых. У ворот степенная овчарка, а внутри – «ковчег». Гурьбой расхаживают огромные куры с мохнатыми лапами, пушистая коза, шикарные павлины, фазаны, а в небе летают диковинные голуби.
Первому мы пожали руку тому самому спасителю Раилу. А лапу – тому самому псу у ворот. Тайсон, которого вырастил 16-летний школьник, как раз и учуял в яме Людмилу Бикторову.
– Бабушка пропала возвращаясь домой с концерта в честь Дня пожилого человека, – вспоминает Раил. – Шел пятый день, как ее искали. Я дал Тайсону понюхать ее платок. Все говорили: если и найдем, то теперь уже мертвую. Ночью было холодно, ниже нуля.
Тайсон встал на дыбы и громко залаял возле заброшенного погреба. В поселке от 700 домов осталось 50, потому развалин хватает. Как оказалось, пенсионерка решила собрать грибы по пути домой. Как упала – помнит. Кричала, выбилась из сил и лежала в забытьи. В себя пришла только в больнице.
– Сын прибежал домой: «Живая!» – рассказывает глава семьи Сарсенбай Раисов. – Я «скорую» вызвал и бегом туда. Вытащили. Она не в себе. Думаю, обезвоживание, ей бы глюкозу. В магазине хватаем бутылку лимонада. Так бабушка бутылку «Грушевого» за раз выпила. Смотрит на мою жену, а Оксана в магазине торгует, и говорит: «А ты муки мне привезла?» Мы засмеялись и выдохнули: жить будет…
Родовое гнездо
– Сына благодарил лично начальник РОВД. Конечно, им горжусь. Рад, что мой сын умеет думать о других.
При этом отец отмечает, что воспитывает всех четверых сыновей ровно так, как воспитывали его. С твердым убеждением, что совесть – необходимый орган для человека.
– Нас было 11 братьев и три сестры. Жили в этом самом доме. Я с детства торчал у соседа дяди Иоси Кноля. Он держал голубей. Вот и я увлекся. В 90-е поселок развалился, немцы разъехались. А моя мечта осталась.
Сарсенбай уже руководил ветнадзором в Лисаковске, и тут вопрос встает ребром: кому-то из детей нужно оставаться в родовом гнезде, чтобы его сохранить. Сарсенбай предложил жене: «Поехали в деревню! Голубей разведем…» Она засмеялась: «А, поехали!»
Птичий двор
Сначала они возили мясо на продажу в Россию, потом Сарсенбай поехал к односельчанам в гости в Германию. И «птичья» тема взяла свое.
– Увидел там кур-гигантов породы брама. Выпросил яйца и повез домой. На таможне удивились, мол, у вас что там, в Казахстане, нет яиц?! А из этих «золотых» вылупились первые в Казахстане брамы, я их в страну завез. Вес такого петуха доходит до восьми кило.
Сейчас у Раисовых крестьянское хозяйство, больше 100 голов крупного рогатого скота и наработки по скрещиванию пород. Сарсенбай не просто увез семью в деревню, а приумножил то, что ему передали родители. Там и до голубей дело дошло – их у Раисовых более 40 пар. Да какие! Одни кудрявые, словно перья на бигуди накрутили, другие – в шаль одеты, третьи – мраморные, внешне как камни, бакинцы – бойцовские, кувыркаются в воздухе так, что кровь на крыльях выступает.
– Мне 50 лет, и эту любовь у меня никто не отнимет. Каждый день в шесть утра запускаю. Собирал уникальную коллекцию по всему СНГ. Потом и продавать начал. А вот эта блондинка с шикарной челкой – гульбадан, любимица жены. Единственная голубка, у которой голубые глаза...
За птицей в этот поселок приезжают даже из далекого Ханты-Мансийска. Впору контактный зоопарк открывать: ручные голуби, фазаны, перепелки, гигантские куры и индюки весом 20 кг. А еще здесь живут ажурные, самые маленькие курочки в мире сибрайт.
– Фразу помните: «Ну ты, петух гамбургский!» Вот он, собственной персоной.
Мы хохотали, глядя на обычного мелкого петуха, который самодовольно шагал рядом с гигантом брама.
Но отдельная тема – павлины.
– Брат звонит: «Из Эмиратов перегоняем машины, едем через Узбекистан. В Бухаре павлинов продают, купить?» Сначала я чуть ли не ночевал с этими жар-птицами. Когда павлин в первый раз хвост раскрыл, мы ликовали. Потом пава яйцо снесла. Они запросто вписались в наш климат. Легко размножаются, едят вместе с индюшками. И у меня на них очередь из казахстанцев и россиян. Один павлин стоит 150 тысяч тенге.
Хвост павлин раскрывает лишь несколько месяцев в году, когда заигрывает с павой. Нам повезло. Сначала в роли павлина дурачился младший Раисов – шестилетний Дуйсен. А потом и настоящая птичка порадовала. К слову, павлиний хвост – мощный каркас, а вовсе не легкое оперенье.
– Так и смысл у этих перьев мощный. В магазинах безделушки с нарисованным глазом покупаете, а тут сама природа на каждом перышке глаз вывела. Дома обязательно держите перо павлина. Если осыпалось, вспоминайте, кто заходил. На себя «глаз» взял недоброе отношение гостя. Только не берите перья от мертвых павлинов. Они сами должны его для вас сбросить.
Сарсенбай Избасарович рассказывает, как пытался фазанов на волю выпустить, в заброшенном парке развести. До холодов они там вовсю плодились. А зимой пришли к сараю Раисовых. Хозяин молча открыл дверь. Так же молча они зашли.
– Кто все это продолжит? Сыновья Абулхаир и Рустам уже городские. Раил о боксе мечтает, в Астану его отправим. А вот младший Дуйсен не с машинками играет, а с животными. За голубями ухаживает, породы знает. Явно здесь останется. У меня есть еще мечта – местное озеро Большое немецкое взять в аренду, развести рыбу, грибки и домики поставить, чтобы туризм местный поднялся и озеро ожило. Даст Всевышний, с сыном и это сможем.
P.S. Напоследок заехали к спасенной бабушке. Тайсон украдкой лизнул руку пенсионерки. Здорово, что мы узнали про достойного отца через замечательный поступок его сына. В этом, наверное, и есть смысл рода человеческого.