Среди костанайских железнодорожников эту пару считают эталоном. В канун своего 80-летия хранительница очага Раиса СТАРОДУБ раскрыла секреты семейного счастья.
Папины руки
Именно их помнит Раиса Лукьяновна всю жизнь. Ей было пять лет, когда он уходил на фронт в 1941 году.
- Он взял меня и поднял высоко над собой. А потом передал на руки маме. И ушел. Я по сей день помню это ощущение – на руках у папы…
Раиса родилась в семье Лифенко в поселке Ливановка ныне Камыстинского района. Из пятерых детей была младшей. Жили в ладу и горя не знали. Пока не началась война. В феврале 1942 года глава семейства Лука Лифенко погиб под Сталинградом. Чтобы выжить, его жена Ефросинья повезла детвору в село Камышное, к своим родителям. Сама работала день и ночь, а дедушка и бабушка воспитывали внуков.
- Им ведь было уже за восемьдесят. Я сейчас удивляюсь, откуда брали силы. Но растили нас в атмосфере добра, строгости и достатка. Да, мы не голодали, потому что нас приучили работать на огороде. Дед с бабушкой выращивали много чего – от огурцов и помидоров до гороха, фасоли и семечек.
А потом в памяти маленькой Раи всплывает 9 мая 1945 года. По деревне несутся лошади, всадники кричат во все горло: «Победа! Победа!» Потом ещё было много радости, когда возвращались фронтовики. Пусть на костылях и даже без ног, но к детям вернулись папы. А к Рае – нет. Она помнит, как снова и снова плакала.
- Я безмерно благодарна маме и братьям за атмосферу в нашей семье. В ней не было тоски, горя и безысходности. Это давало силы. Помню, старший брат приехал с учебы из Ленинграда, он там в кораблестроительном учился. И вот уже проводили его обратно, прихожу домой, а тут телеграмма, что второй брат возвращается с Тихоокеанского флота. Как же я бежала, чтобы успеть остановить уезжающего брата. Успела. Он потом сообщил на учебу, разрешили задержаться, чтобы братья повидались. Один из них меня на руки подхватил, уже большую. Прям как папка в детстве…
Замуж, и в путь
Раиса Лукьяновна говорит, что влюбилась в своего будущего мужа в четвертом классе. Серьезной девчонке с характером приглянулся Саша Стародуб, потому что его слову можно было верить. После школы Саша поступил на железнодорожника в Новосибирск, а Рае предстояла учеба в Костанае, в педагогическом. Как только окончила физмат, Саша позвал ее замуж. В августе сыграли свадьбу и уехали в Караганду, где у парня уже была работа.
Рая начала преподавать в железнодорожной школе. Когда мужа перевели на повышение заместителем начальника Западно-Казахстанской железной дороги, Раисе, уже заслужившей звание «Отличник просвещения», доверили возглавить кадровую службу отдела учебных заведений региона. Она отвечала за укомплектованность более 50 школ, трех техникумов и 80 детсадов. Железная дорога в те годы имела свое просвещение, оно было на равных с облоно и подчинялось напрямую Москве.
А потом снова переезд, более 20 лет семья прожила уже в Целинограде. На пенсию Александр Васильевич ушел начальником Целинной железной дороги, а Раиса Лукьяновна - старшим инспектором по контролю исполнения.
Домой!
Выйдя на пенсию, супруги Стародуб решили вернуться в Костанайскую область, чтобы нянчить двоих внуков. Продали квартиру в Астане и купили вместе с детьми дом в Костанае. Многие коллеги Александра Стародуба отмечают, что в его профессиональных успехах - немалый вклад жены.
- Мне кажется, для жены главное – если не помогать, то хотя бы не мешать, - уверена Раиса Лукьяновна. - Не трепать нервы, упрекая, что мало бывает дома, не занимается детьми. Мы детей растили без бабушек и дедушек, но я всегда в хорошем настроении ждала его в выходные дни на обед. Когда жена создает в доме здоровую атмосферу, тогда и муж будет на работе расти.
В этом доме живет гармония. До сих пор - влюбленные интонации, взаимное уважение в глазах, а в углу кухни веник вверх метелкой – народная примета «к счастью».