«Благодаря тому что наша Марина Владимировна такой неравнодушный человек, моя сестра может ходить», – говорила по телефону жительница Мендыкаринского района Тойжан Кубекова. Звонок раздался в преддверии Дня медицинского работника. И мы поехали в Боровской, чтобы познакомиться с главным врачом центральной районной больницы Мариной ГИЗБРЕХТ.
Без мелочей
Тойжан Кубекова, кстати, работает в этой же больнице медсестрой, а ее родственница Дамиля Ержанова – санитаркой. Дамиля родилась с вывихом бедра. Долгие годы этот недуг осложнял жизнь женщины, но вот в прошлом году ее наконец прооперировали в Астане. После чего ходить ей стало гораздо легче. Операция была сделана по государственной квоте, получить которую – задача не из легких. Собрать документы, пройти множество обследований... Возможно, ничего бы и не вышло, если бы дело не взяла под свой контроль Марина Гизбрехт. В скором времени Дамилю ожидает еще одна операция...
Центральная районная больница – главное медучреждение района, которому подконтрольны все сельские врачебные амбулатории и фельдшерскоакушерские пункты. В Мендыкаринском районе 39 объектов здравоохранения, общий штат 300 сотрудников. И отвечает за них за всех главный врач.
– Для главного врача не должно быть мелочей, – говорит Марина Владимировна. – Вопервых, он должен знать пациентов, которые в настоящее время находятся в больнице. Карту болезни, как продвигается лечение, что нужно сделать дальше... Вовторых, быть менеджером. Думать о своих сотрудниках, чтобы у них были хорошие условия для работы. Если человек будет с удовольствием идти на работу, то и результат будет хорошим. Для врачей же одним из важнейших условий является возможность качественной диагностики. Мы недавно приобрели тест на определение тропамина. Это белок, который вырабатывается при некрозе сердечных мышц. Если врач видит повышенный белок, то ему легче поставить диагноз. Машина скорой помощи должна быть крепкой, не ломаться. В районе это особенно важно. У нас есть такие поселки, до которых зимой очень сложно добраться. Тот же Каратал...
Главным врачом Марину Гизбрехт назначили три года назад. А пришла в медицину она неожиданно для всей своей семьи...
Самое главное чувство
Один из признаков начальника – постоянно звонящий телефон. Сотовый – через каждые пять минут, стационарный – чуть реже. В приемной – очередь из посетителей. Коллеги хотят спросить о текущих делах, ктото просто желает чтото спросить. Сюда же приходит и мама выпускника, который собирается поступать в Костанайский медицинский колледж. Для этого необходимо ходатайство от ЦРБ, что действительно нужен этот специалист.
А за столом главного врача сидит красивая женщина. Внимательно выслушивает каждый телефонный звонок, досконально отвечает каждому посетителю. Столько всего помнит....
– У меня почти все родственники работали в торговле, – говорит Марина Владимировна. – Мама была председателем райпотребсоюза по торговле. Думали, что и я пойду по их стопам. А я видела себя только в медицине. Определилась лет в 15. У меня тогда болел дедушка – и мне нравилось за ним ухаживать. И очень сильно хотелось вылечить, помочь. Наверное, этот момент и это чувство и стали решающими.
Так Марина стала студенткой Целиноградского медицинского института, куда поступила на лечебное дело. В 1997 году вернулась в Боровской и начала принимать пациентов. Потом стала заведующей дневным стационаром, заместителем главного врача по лечебной работе. Работала в межрайонной противотуберкулезной больнице главным врачом. А затем и главным врачом ЦРБ.
– У всех студентовмедиков недосыпание. Хроническое. Спать хочется всегда, и кажется, что ничего другого тебе и не нужно, – рассказывает Марина Владимировна. – А нужно было просто сидеть и зубрить. Ту же латынь подругому не выучишь. Непросто было с анатомией. Помню, на втором курсе преподаватель однажды говорит: «Ты сегодня дежуришь, иди принеси головной мозг». А у меня почемуто не было напарника, пришлось спускаться одной в подвал, где стояли ванны с формалином, а в них – органы. Очень странное и даже страшное чувство. Говорят, что у медиков со временем этот страх атрофируется. Это правда. Потому что учиться слишком сложно. Необходимо все это препарировать, досконально изучать, чтобы сдать экзамен.
Может быть, именно такая учеба и развивает память. Марина Гизбрехт помнит точную дату своего назначения главным врачом – 11 марта 2013 года. Помнит первого пациента, которого впервые самостоятельно вела как врач.
– Часто люди не доверяют молодому врачу, мол, неопытный, дайте другого, – говорит Марина Владимировна. – Доля правды в этом есть. Звание врача нужно заслужить. Трудом, временем, даже слезами. Первый пациент, которого я вела – женщина, она лежала в нашей больнице. Это абсолютно другое ощущение, чем когда работаешь с пациентами в интернатуре. Там над тобой всегда есть куратор, который в итоге и несет за все ответственность. А тут ты полностью отвечаешь за здоровье другого человека. Я постоянно подходила, смотрела, как она лежит под капельницей. Со временем, конечно, привыкаешь, но это чувство всепоглощающей ответственности никуда не уходит. Возможно, оно одно из самых главных в нашей работе. Но что еще важнее – нужно объяснить пациенту, что результат лечения зависит от него самого. Очень мало людей воспринимают заботу о своем здоровье как постоянную работу над собой. Для многих гораздо легче позвонить «103» и вызвать скорую помощь. Они думают, что у врача есть волшебная палочка, он взмахнул ею и снял все болезни.
Нет у него такой палочки! Надо понимать, что самое главное слово в медицине – «система». Только она дает результат. Врачи работают в связке друг с другом. Ни одно заболевание не рассматривается в отдельности, ведь организм человека тоже работает, как система. Хотя каждый случай и индивидуальный. Да и сам главный врач – это система обязанностей. Хороший специалист, хороший администратор, милосердный человек... Система, закономерность... Но стоп, нельзя забывать, что каждый случай индивидуален. Значит, взгляд всегда должен быть свежий, не затертый, а сердце живое, отзывчивое. Сложно. Но у Марины Гизбрехт получается.
Семейное дело
На самом деле, она могла остаться работать в Акмоле, где уже трудилась в поликлинике. Но всегда тянуло домой, в Боровской. Здесь родители и родственники. Муж тоже отсюда. Хотя и поехал за ней в Целиноград и отучился там на факультете электрофикации. Сейчас у них растут две дочери. Катя только закончила пятый класс и с профессией еще не определилась. А вот Мария ...
– Я сказала дочери, чтобы она выбирала профессию по душе, но если она спрашивает моего совета, то я необъективна. Для меня не существует других специальностей, кроме медицины, – говорит Марина Владимировна. – Дочка выбрала медицину. И для нее это уже семейное дело. Моя свекровь более 40 лет проработала акушеромгинекологом в нашей районной больнице. Ну а Марию я привела в больницу и говорю: «Побудь здесь один день. Посиди с терапевтом. Посмотри, как проводит прием стоматолог. Разонравиться ведь может сразу». Она так и сделала, а потом приходит с улыбкой до ушей: «Точно буду стоматологом, так мне это нравится!» Теперь учится в Челябинске, в медицинском. Правда, с анатомией ей пока сложно. Звонит и говорит: «Мама, ты не представляешь! Как это можно делать! Препарировать органы!» А я как разтаки представляю...
Когда нам рассказывали о главвраче Мендыкаринской ЦРБ, то было произнесено несколько раз слово «неравнодушие». А сама Марина Владимировна рассказывала о том, что врачу сложно придерживаться единой линии поведения. С какимито пациентами нужно быть очень строгой, чтобы выполняли все предписания. С некоторыми, наоборот, помягче. А что делать с правдой той же? Надо говорить больному, сколько ему осталось жить? Говорит, что были моменты, когда ничего нельзя было с собой поделать – просто закрывалась в кабинете и плакала. Например, когда несколько лет назад не удалось спасти 14летнюю девочку, больную пневмонией.
– Таких пациентов всегда помнишь. Ну а медицина ведь не стоит на месте, появляются новые возможности, и тогда думаешь: а удалось бы спасти этого человека сейчас? Но потом понимаешь, что каждый случай индивидуален и никогда нельзя сказать, что конкретно могло помочь больному.
Может быть, неравнодушие и есть та самая волшебная палочка, на которую надеются пациенты, обращаясь к врачу? А от неравнодушия уже рождается в медицине все остальное – профессионализм, желание во что бы то ни стало спасти жизнь. Завтра люди в белых халатах отмечают профессиональный праздник. С которым мы поздравляем и Марину Гизбрехт, и всех ее коллег в нашей области.