В этом году Казахстан отмечает 150-летие со дня рождения выдающегося государственного деятеля, ученого-энциклопедиста и публициста.
Его огромный вклад в историю признают на мировом уровне – на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение, что год юбилея Букейхана в Казахстане пройдет под эгидой этой международной организации. О том, как сохранить сегодня наследие великого деятеля, корреспондент «КН» беседует с директором научно-исследовательского института «Алаш» ЕНУ им. Л.Н.Гумилёва Султан Ханом АККУЛЫ.
Автономия Алаш
– Султан Хан, имя Алихана Букейханова часто упоминают в связке с именем Ахмета Байтурсынулы, выходца из Костанайской области. Они образовали партию, а потом и автономию Алаш. Чего хотели добиться Букейхан и Байтурсынулы?
– Все идеи, исходившие от движения, партии автономии под идентичным названием «Алаш», актуальны по сей день. Образуя автономию, Алихан преследовал куда более важную стратегическую цель – это восстановление независимого Казахского государства. Но так быстро подобные процессы не происходят. Он и его единомышленники понимали, что для начала необходимо было добиться хотя бы права на автономию в составе России. Подчеркну, во-первых, что сама Национально-территориальная автономия Алаш родилась как парламентско-демократическая. Причем с развитым местным самоуправлением. Во-вторых, Алаш было единым Казахско-киргизским государством. Напомню, что современная Киргизия вплоть до 1924 года, до начала территориального размежевания республик Средней Азии, территориально относилась к Семиреченской области сперва Туркестанского края, затем Казахской Туркестанской АССР. Казахская элита отстаивала права частной собственности, права человека, неприкосновенность личности. Все это в современном Казахстане гарантировано Конституцией. И все эти демократические ценности были уже в момент зарождения автономии сто лет назад. Во многом представители партии «Алаш» даже опережали свое время, и то, чего хотели добиться они, до сих пор где-то остается острейшим социальным вопросом. Например, права женщин, институт частной собственности, подлинно демократические выборы, народное правление. Накануне выборов во всероссийское учебное собрание Алихан Букейхан говорил о том, что в любом демократическом государстве женщины должны обладать полноценными правами. Потому что женщина, которая воспитывает свободного гражданина этого государства, сама должна быть свободна и пользоваться всеми правами. Мы и к этому пришли.
– Можно ли сказать, что автономия Алаш была прообразом современного Казахстана?
– Она была и есть его фундаментом, на котором он был построен. Не большевики стояли у истоков формирования Казахстана в 20 веке, а алашовцы. Кроме того, их имена имеют огромное значение и в истории Костанайской области. Еще в 1908 году в либеральном санкт-петербургском журнале «Сибирские вопросы» вышла статья «Будущуя пустыня». Подписана она была именем Старый степняк – одним из почти сорока псевдонимов Алихана Букейхана. Он рассказывал об истории переселенческой колонизации Тургайской области, в которую тогда входило четыре уезда – Иргизский, Актюбинский, Тургайский и Кустанайский. Именно Актюбинский и Кустанайский больше всего подверглись усиленной переселенческой колонизации. Алихан еще тогда понимал, что при переходе бывшей российской империи в российское федеративное парламентское государство эти два уезда станут спорными территориями. С марта по декабрь 1917 года он был комиссаром Временного правительства в Тургайской области и сделал все возможное, чтобы местное население казахов было обеспечено земельными участками и находилось на собственных землях. Именно за этот неполный год он подписал более тысячи приказов и распоряжений о регистрации различных кооперативов, предпринимательских обществ. Алихан Букейхан был одним из редких даже в масштабе Российской империи общественных деятелей, политиком, учёным-энциклопедистом, мыслящим категориями рыночной экономики. Он уже тогда начал поддерживать предпринимательство, чтобы в будущем Казахстан развивал экономику в условиях демократии. В 1919 году был создан Кустанайский уезд, и советская власть сразу же хотела присоединить его к Челябинской области. Тогда Ахмет Байтурсынулы отправил вождям советской власти протестное письмо и убедил их вернуть Кустанайский уезд под юрисдикцию Казахской АССР. Таким образом, я уверен, у истоков современной Костанайской области стоит именно Алихан Букейхан.
– В этом году Казахстан отмечает 100-летие национально-освободительного движения под предводительством Амангельды Иманова. Историки по-разному оценивают это событие. Кто-то говорит, что оно стало основой формирования гражданского сознания, а кто-то – что помешало развитию автономии Алаш. Какое мнение ближе к истине?
– В 1916 году Первая мировая война приближалась к своему логическому завершению. Эпоха самодержавия уходила в небытие. Алихан и его соратники понимали, что в этот момент вооруженное восстание против воюющей Российской империи было бы контрпродуктивно. Они были стратегами и сторонниками дипломатических договоренностей. К примеру, к моменту восстановления казахской государственности их стратегической целью было формирование казахских конных полков с самостоятельным войсковым командованием. Что, собственно, также есть прообраз современной казахстанской армии. Правда, армию Алаш ему удалось сформировать лишь после образования автономии Алаш в 1917-1920 годах. И поэтому стихийное вооруженное восстание полностью противоречило этим целям. Национальная элита из «Алаш» разошлась по всем уголкам Казахстана с призывом остановить восстание, потому что это повлечет огромные потери. В ходе карательной операции царской армии погибли тысячи невинных людей, хозяйства были разрушены до основания. И все же элите удалось сбить накал восстания и убедить казахов отпустить своих сыновей на тыловые работы на Западный фронт, которые затем составили костяк армии автономии Алаш.
Роль политика
– Лидеры национально-освободительного движения и автономии Алаш планировали добиться своей цели не путем вооруженных восстаний. Они в конечном итоге сумели в последствии найти общий язык с большевистской властью. Это тоже было частью стратегии?
– По сути, национальной элите Алаш было все равно, кто находится у власти в России. Они были готовы сотрудничать хоть с большевиками, хоть с буржуазно-демократической Россией. Главное, чтобы действующая власть готова была признать право казахов на самоуправление. Вопрос идеологического противодействия с большевиками не был столь принципиальным. В августе 1920 года Ленин подписал указ об образовании Казахской Советской автономии, и появилась она на фундаменте Алаш. Подчеркну, что вожди советской власти не допустили названия автономии Алаш, переименовав его в Киргизскую (до января 1925 года. – Прим. авт.). Алихан Букейхан был политиком-реалистом, прагматиком, государственником. Он понимал, что у Казахстана пока мало национальных кадров государственного управления, не определены и не узаконены границы молодого государства и нет законодательной базы. Все это лидеры автономии Алаш планировали сделать и со временем добиться полной независимости Казахстана. И Букейхан бы добился этого не с помощью восстаний или народных волнений, а путем политической борьбы. Он был и есть для Казахстана тем, кем для Турции в начале двадцатого века стал Мустафа Кемаль Ататюрк. Если не больше. Но Алихан не мечтал, а конкретными идеями, программой планировал сотворить из Казахстана одну из развитых аграрно-индустриальных держав мира по примеру стран Запада и Востока, например, той же Японии. Однако советская власть не дала ему достичь этой цели. Алихан Букейхан был репрессирован в 1937 году.
– В этом году масштабно отмечается его юбилей. Означает ли это, что роль Алихана Букейхана в истории Казахстана наконец-то оценили по достоинству?
– Да, важным событием стало то, что в ноябре 2015 года на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже признали Алихана Букейхана «выдающимся деятелем подлинно всемирного значения» и приняли резолюцию, согласно которой в 2016 году юбилей Алихана Букейхана в Казахстане и во всем мире должен проходить под эгидой этой международной организации. Разве это не говорит о том, что мировое сообщество признает его как историческую личность мирового значения?! О разносторонних, глобальных знаниях Алихана Букейхана в различных сферах свидетельствуют ряд его монографий, десятки очерков, сотни исследований и статей. Его бесценное научно-публицистическое наследие только сегодня составляет сборник в 16-18 томов. По его замыслу, высшие учебные заведения должны существовать автономно, а государство не должно вмешиваться в дела вузов, как, впрочем, и в дела религии. А разве не это мы видим сегодня на примере Назарбаев Университета?! Я считаю, что мы еще долгие годы будем переосмысливать опыт Алихана Букейхана, находить что-то новое, удивляться тому, насколько его мысли были и остаются актуальными по сей день.
– Спасибо.