Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Кенжебек Укин: личность переходного периода Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Кенжебек Укин: личность переходного периода

Кенжебек Укин: личность переходного периода

Его время на посту руководителя области, если считать со времен Андрея Бородина, было самым коротким: с февраля 1992 года по ноябрь 1993-го. Но сказать, что оно прошло без результатов, было бы несправедливо.

В новую жизнь – с новыми кадрами

Кенжебек Укинович стал первым главой областной администрации, так тогда называлась эта должность, уже в суверенном Казахстане. В 1992 году республика отметила первую годовщину своей независимости, а в 1993-м принята ее первая Конституция. В ней было записано, впрочем, это положение, по своей сути, остается неизменным до сих пор, что главы администраций в регионах – непосредственные представители Президента и осуществляют функции госуправления.

Перед этим назначением Кенжебек Укин работал первым секретарем обкома компартии Казахстана – председателем областного Совета народных депутатов Торгайской области. А ранее три года возглавлял Кустанайский облисполком. Поэтому хорошо знал область и людей. Николай Князев, до этого определявший здешнюю политику, вспоминает Кенжебек Укинович, был человеком умным, понимал, что пришли другие времена, и палки в колеса не вставлял.

Одно из первых, что сделал Укин как глава областной администрации, сменил практически всех глав районов и городов. Все они до этого возглавляли районные комитеты партии и вряд ли бы дали работать в новом формате.

Такое решение он принял сам, без установки сверху. Дело тут не просто в интуиции. Кенжебек Укинович большую часть жизни проработал на советских и партийных должностях, в том числе районного масштаба, и, как никто, знал коллег. С кем-то он распрощался без особых церемоний, с кем-то посчитал нужным объясниться. С тем же Кабидоллой Тургумбаевым. Этот, без преувеличения, легендарный человек, герой Социалистического труда когда-то на голой земле создал совхоз «Целинный» Семиозерного района, а потом возглавил здесь райком партии. Наверняка, Укин ожидал некое сопротивление со стороны ушедших. Но его, как ни странно, не было. Новым же кадрам глава областной администрации посоветовал с бывшими не конфликтовать, беречь и советы, если они будут, выслушивать.

Особое внимание

В первый год независимости страны со стороны Президента Назарбаева Кенжебек Укин ощущал не просто поддержку, а, можно сказать, особое внимание. Глава государства часто приезжал в область. Если собирал аграриев республики, то костанайцев было больше. Главу же региона, единственного из всех, он взял в свою первую официальную поездку в Турцию. Эта страна одной из первых признала независимость Казахстана, и государственный визит на уровне президентов был определенной исторической вехой. Участвуя в официальных встречах, Кенжебек Укин многое мотал на ус в плане практических знаний. Он обратил внимание, как много в Турции предприятий частного бизнеса располагаются на первых этажах зданий. В Казахстане, и в Кустанае в частности, предпринимательство только зарождалось. И как этот процесс пойдет дальше, можно было только прогнозировать.

Оценить ситуацию

Работы было очень много. Новой, малоизвестной. Связано это было с рыночными отношениями, приватизацией. Процессы только нарождались, а проблемы были каждодневными, реальными. В 1992 году хоть собрала область неплохой урожай, общая ситуация в экономике была сложной. Вот как ее обрисовал в своем докладе на сессии областного Совета народных депутатов ее председатель Николай Князев: «Разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, нарушение финансово-кредитного и денежного механизма, неудержимый рост цен и инфляции привели к острейшему кризису экономики, социальной напряженности, усилению миграционных процессов, росту преступности и другим негативным явлениям. Наших людей нахраписто обирают различного рода коммерческие структуры, куда все больше уходит инженеров, врачей, рабочих. Торгуют всем – от детской соски-пустышки до «мерседеса». Торгуют даже боевыми и трудовыми наградами СССР... Сегодня на плечи местных администраций лег непомерный груз по обеспечению комплексного экономического и социального развития своих территорий». Как можно заметить, в этом документе, опубликованном в областной газете, не просто старые советские термины. В нем и оценки – прошлогодние. Но суть – реальная.

Нестандартные решения

В первые же дни нового 1993 года Кенжебеку Укину с командой пришлось принимать очень непопулярные для населения меры. Например, резко повысить цены на животноводческую продукцию. Кустанайская область сделала это одной из последних. Приперли цены на энергоносители и практически на все, что нужно было сельскому хозяйству. Да и сверху уже начали смотреть на «тугодумов» сердито. Когда этот вопрос обсуждали на совещании, глава областной администрации, понимая, что деваться некуда, низкие цены загоняют животноводство в угол, предупредил: надо помогать социально незащищенным. Реально это было делать сложно, но оценить порыв надо.

Укин понимал, что он в ответе за всю область, и принимал нестандартные решения. Катилась к закату эпоха советского рубля. Надо было торопиться использовать старые деньги. И глава администрации связывается с Белоруссией. Это был беспрецедентный случай: Кустанайская область на 47 миллиардов рублей закупила там сельхозтехнику, которая предназначалась для всего Казахстана. Одних зерноуборочных комбайнов – две с половиной тысячи. Был большой шум на уровне республики, возмущались Минсельхоз и Госбанк, на Укина даже обещали в суд подать. Отбился. Помогла уверенность, что сделал для области очень важное дело. Это было последнее техническое вливание в совхозы и колхозы социалистической системы.

Проекты и перспективы

Один из наших экспертов, Петр Черныш, так сказал о Кенжебеке Укине:

– Это вполне подготовленный, современного типа руководитель – знающий, опытный, высококультурный, обладающий даром вести за собой большие коллективы. Что касается его слабых сторон, а таковые есть у каждого, то Кенжебеку Укиновичу порой не хватало деловой хватки, решительности, воли.

Мнений может быть много, в том числе: а что такого он успел сделать за время своего пребывания во главе области? Могу ответить: достаточно много. Из социального: в Кустанае построили музей Алтынсарина, новое здание получила областная филармония, мечеть вернулась верующим, пединститут получил статус университета, при сельхозинституте открыли факультет ветеринарии, организовали телестудию. Самое же главное – он имел свое видение, как должен развиваться регион и в целом экономика суверенной республики.

Кенжебек Укин понимал: на фоне падающей экономики нужны новые производства. По его инициативе и при непосредственном участии в области заложили кожевенный и спиртоводочный заводы. Создали Хлебный дом и акционерное общество на базе мясокомбината. Это были очень крупные проекты. Под ними была единая основа – принцип одного кулака. Через Хлебный дом (аналог Продкорпорации) сельхозпроизводители должны были торговать зерном, что называется, из одного мешка. На спиртоводочный завод должны были отправлять отходы сельхозпроизводства, на мясокомбинат – свозить продукцию животноводства. На кожевенный завод – шкуры. Появились заинтересованные иностранные инвесторы, в область стало поступать новое оборудование...

Когда Кенжебека Укина спрашиваешь, чем ему запомнился тот ответственный период его биографии, он отвечает:

– Противоречивостью.

Уход

– Для меня было большим вопросом, почему он ушел, – говорит хорошо знавшая Кенжебека Укиновича по совместной работе в облисполкоме Людмила Мацупа. И не она одна недоумевала.

Почему он подал в отставку, имея такие планы и такие не до конца реализованные проекты? В заявлении Президенту он написал: по состоянию здоровья. Спустя много лет Кенжебек Укинович объяснял:

– Поводом послужила моя позиция по ускоренному переводу экономики на рыночные рельсы. В правительственных кругах бытовало мнение о роспуске совхозов и колхозов, а имеющуюся технику, здания, сооружения, поголовье скота решено было распределить по дворам, элеваторы передать в частные руки. Агропромышленный комплекс, а главное, сельское население не были готовы к такому резкому повороту. Я предлагал не торопиться, реформу проводить плавно. По моим расчетам, процентов 40-45 экономически крепких совхозов выживут. Доказывал, что мелкое крестьянское хозяйство никогда не будет товарным.

Этого мнения в Кустанайской области придерживались многие. 12 февраля 1993 года «Кустанайские новости» опубликовали интервью с директором совхоза «Новоалексеевский» Елубаем Аманжоловым, который накануне был на республиканском совещании аграриев. Он рассказывал: «Президент прямо сказал, что его не устраивает ход реформ на селе, что так дальше продолжаться не может. Но реформы должны проводиться не ради них самих, а чтобы от этого польза была. По мнению Президента, надо не бояться приватизации, раздать землю, скот. Я не противник реформ, но проделать их за один день будет ужасной по последствиям ошибкой».

«Новоалексеевский» одним из первых потом ощутил на себе последствия спешки. Да, наверху спешили. Кустанайскую область стали все больше критиковать, причем, рассказывает Кенжебек Укин, несправедливо, явно с чьей-то подачи. После того как подал заявление о сложении полномочий, его вызывал к себе для разговора премьер. Укин не пошел. Президент не звал, только подписал указ об отставке не у себя в резиденции, а когда прилетел в Кустанай представлять нового главу администрации. Ждал до последнего?

А может, как когда-то сам Кенжебек Укинович, менял глав районных и городских администраций, полагая, что те одной ногой остались в советском прошлом? Так или иначе, сам наш герой жалеет только об одном: что его потенциально успешные проекты преемник таковыми не посчитал. Сам же Кенжебек Укинович потом занимал в области очень ответственные должности, в том числе возглавлял социальную службу. И, как вспоминает Вера Семенова, тогдашний его соратник, «нам вместе пришлось выстоять не один десяток митингов, выдержать справедливый гнев населения и по возможности помочь людям выжить».

Жаль, что его желание помогать людям и талант организатора не полностью востребованы в области.

Татьяна БАШКАТОВА tab52@rambler.ru 54-05-80
Просмотров: 6617
Нравится: +5
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран