Накануне своего юбилея Светлана Мачнева, возможно, спасла дерево. А еще как минимум 100 детей.
Первый этаж
Вчера Светлане Мачневой, легендарному учителю и работнику образования, исполнилось 75 лет. Газета не могла пройти мимо такой даты и встретилась с юбиляром.
– Светлана Григорьевна, вы начинали как учитель математики. А у меня как раз загадка из этого разряда. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже 2 квартиры, на втором 4, на третьем 8 и так далее. В общем, на девятом уже 64 квартиры. Так вот, на каком этаже чаще всего нажимают кнопку вызова лифта?
– Думаю, что на первом, – улыбается Светлана Григорьевна.
– Точно так. А вы можете вспомнить свой первый этаж?
– Родилась я в Кустанае на пятый день после начала войны. Мама говорит, что в этот день впервые услышала песню «Вставай, страна огромная». Она была такой грозной, что мама пришла в ужас. «Зачем я рожаю девчонку», – вот что она потом рассказывала. Но мои детские воспоминания безмятежны. Я родилась в старом купеческом доме на улице Тарана...
– Дом сохранился?
– Остался только клен, ветка которого стучала в окно этого дома.
– Это очень интересно, может быть, покажете?
Клен
Мы в центре города, возле перекрестка Алтынсарина – Тарана. Здесь, через дорогу от красного девятиэтажного здания бывшей поликлиники, растет огромный клен. Я проходил под ним сто раз, но никогда не думал, что он такой старый.
– Он, получается, и победу, и полет в космос помнит?
– А еще, как мой муж отпилил ему ветку, так как, по его мнению, она мешала проникать свету в детскую. Ох и ругалась на него мама. Вот видите, сук так и остался.
– Теперь это не просто безымянный клен, а исторический. Будем надеяться, что его не спилят просто так... Вам, наверное, грустно бывает видеть его?
– Воспоминания... Иногда перед глазами проносятся люди, которых уже нет. Чуть дальше нашего дома стояла филармония. Моя мама мыла там полы, а я ей помогала. Кстати, по сей день не люблю физической работы (смеется). А какие артисты тогда были! Силачи да цыгане. Директор филармонии, ссыльный Альфред Петрович Лех, меня жалел и ругал артистов: «Девочка маленькая моет, а вы плюетесь, мусорите». Ссылка его закончилась, и он вдруг попросил маму разрешить удочерить меня. «У вас шесть детей. Очень много. Вы Свете ничего здесь не дадите, а я выведу ее в люди – у нее будет будущее», – сказал он. Мама ответила: «У меня лишних детей нет»...
Этапы карьеры
Светлана Мачнева и без Альфреда Петровича вышла в люди. Учитель математики, завуч, директор школы, заведующая районным отделом образования, секретарь райкома партии, заведующая отделом науки и учебных заведений обкома партии, более девяти лет возглавляла управление образования Костанайской области.
Кольцо
– Интересное кольцо у вас на руке...
– Это мне подарил ученик на семидесятилетие. Приехал на юбилей. Я удивилась: «Как узнал, Самат?». «Я должен был приехать, Светлана Григорьевна», – ответил он. А история у нас обычная. Я получила назначение директором школы в Тимирязево. Это был тихий ужас – развал и шатание. Дети шлялись по ночам, пересвистывались на улице до двенадцати ночи. Ни дисциплины, ни интереса к учебе. Вечерами стала ходить в Дом культуры, а у них же разведка – еще не зашла, а они уже через чердак убегают, мои дети. Тупиковая ситуация. Думаю, что делать – решила ходить по домам. И вот пришла к Самату. Его отец умер. Дома – мама и трое детей. Вот уже с ней все переговорили, на дворе глубокая ночь, и наконец вот он заходит. Увидел меня, глазками, хлопает. «Присаживайся, дорогой друг, ответственность чувствуешь?» «За что?» «Ты в семье старший или младший?» «Старший». «Папа у тебя есть?» «Нет». «Тогда ты должен быть дома, потому что маме ты нужен. Ты теперь у нее и отец, и муж, и сын...» Из этого случая многие ученики и их родители сделали правильный вывод. Со временем в селе наступил порядок.
Когда Светлану Мачневу назначили на должность заведующей районным отделом образования, родители учеников Тимирязевской школы были недовольны и не отказывались от попыток оставить ее в селе. Лишь через неделю после назначения в шесть утра Светлана Мачнева и ее муж почти тайно покинули Тимирязево. На семидесятилетний юбилей учителя собрался полный Дом культуры бывших учеников. Как минимум 100 благодарных детей...
Главная мысль
Сейчас Светлана Григорьевна работает в областном институте повышения квалификации педагогических работников. Мы уже в библиотеке института и говорим о реформе образования.
– Я что хочу сказать – реформируется очень неоднородная среда. К примеру, малокомплектные школы в области составляют 70 процентов. Реформа же в первую очередь ориентируется на запросы городских школ. И здесь нельзя примерять одну шапку на всех. Даже в классе к каждому ученику требуется индивидуальный подход.
– Работа над этим сейчас занимает ваше время?
– Мои мысли сейчас о мире и согласии. Отчего начинаются войны? Оттого что некоторые люди думают, будто один этнос лучше другого. Вот это мешает жить. И это главная мысль, с которой я сейчас участвую в научных конференциях и работах.
Что такое нация – это, прежде всего, общая история. Об этом говорил еще философ Николай Бердяев: «Более правы те, кто нацию определяет как общность исторической судьбы». Это правильно. Общий труд, общие испытания, горести, радости – это главный признак нации. А не этнос, не кровь. И, знаете, сможем ли мы это донести или не сможем – зависит от школы! С этой идеей уже знакомят в первом классе. Но одно дело – декларировать, а другое – претворять в жизнь. Хватит ли у учителей таланта и сердца?
– Я вот вам загадку загадал про первый этаж. А ведь хорошо, что вы работаете, по-прежнему энергичны и неравнодушны. Ведь вы и есть первый этаж, фундамент здания – все другие, новые, этажи опираются на вас. Поэтому, думаю, таланта и сердца у новых учителей должно хватить.
– Спасибо. Знаете, в моем здании уже 75 этажей. 75 лет – это много, но ощущения конца жизни нет. Я думаю, что еще не все сделала. Мой хороший, талантливый друг Василий Шалабаев всегда говорил, чтобы я написала книгу. И если я напишу ее, то она будет о том, какая огромная миссия лежит на учителе...