Назначение на должность главы Кустанайской областной администрации Балташа Турсумбаева было логичным. Руководить регионом, который выращивает больше всего хлеба в стране, пришел до мозга костей аграрий.
Аграрная область
Родился Балташ Турсумбаев в сельском ауле, окончил Омский сельскохозяйственный институт, начинал с должности бригадира. Все его дальнейшие ступени роста связаны с агропромышленным сектором. Что еще надо? Если не брать в расчет, что до назначения в область он руководил целым аграрным сектором республики, занимал должности председателя госагропрома – первого вице-премьера правительства Республики, министра сельского хозяйства.
В сельскохозяйственной отрасли начинались трудные реформы, приступали к разгосударствлению собственности. Балташ Молдабаевич имел свои взгляды на этот процесс. Спешка, считал он, здесь неуместна. Разваливать безоглядно совхозы и колхозы незачем, а вместо мелких крестьянских хозяйств он предлагал создавать крупные акционерные общества. Такая позиция Турсумбаева стала раздражать центр, ратующий за быстрейшее проведение реформ. И его отправили в регион. Через неполных три года с тяжелым сердцем он покинет и этот пост.
Балташа Молдабаевича новое назначение не расстроило, из всех областей ему ближе всего была Кустанайская. Некоторые до сих пор считают, что он родом отсюда. Те, кто встречал его в тот момент, вспоминают, что прибыл он с одним чемоданчиком. Не привез с собой ни одного специалиста, будучи убежденным, что команда создает больше проблем, чем благ, а ее отсутствие дает свободу от вредоносных действий «друзей».
Проблем в то время, а это был 1993 год, хватало. Наблюдался большой объем внутренней миграции, повсеместный спад производства, вводилась собственная национальная валюта, заработная плата не выплачивалась. Происходили и анекдотичные случаи: кому-то вместо зарплаты доставались колеса от трактора, а кому-то – агрегат без колес. А Турсумбаев изо всех сил старался не дать до конца разрушить сельское хозяйство, хотя понимал, что процесс уже необратим. Время от времени протестные настроения людей выплескивались наружу. В таких случаях он сам шел на встречи и говорил с людьми честно: «Надо потерпеть».
Привычка вставать в шесть утра сохранилась еще со времени работы бригадиром. Подтянутого, в спортивном костюме, в бодром расположении духа его можно было встретить ранним утром без сопровождения и свиты в рабочих коллективах. Он много мотался по командировкам, летал в Москву и другие города, ездил за ГСМ в Татарстан, Башкортостан. Используя свой авторитет, договаривался об отпуске горючего под будущий урожай.
При своём мнении
Турсумбаев никогда не оставался в стороне, когда речь шла о судьбоносных для страны решениях. Когда был вынесен на общее обсуждение проект Конституции, Турсумбаев тоже высказал свое мнение, заявив, что в проекте Конституции вся ответственность возложена на одного человека, роль государственных институтов отсутствовала. Тогда Президент сказал ему:
– Ну, что ты взбунтовался? Почему себя так ведешь?
– Я Вам помогаю. Вы освобождаете от ответственности все другие структуры власти, все берете на себя. И пока не дадите указаний, они будут бездействовать.
Президент возражал:
– Чтобы построить сильное государство, мне нужны такие полномочия.
Каждый остался при своем мнении. Это был не единственный момент, когда мнение Турсумбаева расходилось с верховной властью, в его стиле называть вещи своими именами. Он много раз будет обжигаться на этом, но в этом весь Балташ. Осторожность – вот что отсутствовало в его характере.
Балташ Молдабаевич твердо был убежден, что производства, связанные с недрами, должны оставаться в руках государства. Вот почему, когда речь зашла о передаче ССГПО в управление, он, ознакомившись с проектом договора, в котором были прописаны условия взятия в управление, был не согласен, что с инвестора снималась ответственность за социальную сферу, не верил, что вся полученная прибыль будет идти на модернизацию производства. И опять конфликт: Турсумбаев тормозит реформы, не приемлет рынок.
Был еще один серьезный повод, по которому глава администрации диаметрально разошелся с чиновниками из центра. В Кустанайской области располагались огромные склады, на которых было сосредоточено большое количество цветных металлов. Министерство внешнеэкономических связей намеревалось все это добро продать, обойдя местный бюджет. И тогда Турсумбаев решился на крайность: приказал снять с козловых кранов двигатели, и в область никого не пустил. Ну кому понравится такой строптивый руководитель, у которого вечно своя правда? И опять те же самые «грабли» – игнорирование одного из законов власти: думай, что хочешь, но поступай как все.
Ну что мог кардинально сделать в области Турсумбаев, которую уже разрывали на куски? Когда резали по живому только что привезенные морем через Ленинград французские медные корпуса ректификационных колонн будущего крупнейшего в РК спиртоводочного завода, кстати профинансированного из союзного бюджета, не Турсумбаев принимал об этом решение. Цепкие щупальцы олигархической власти вряд ли были родом из Костаная. Сделано это было в ущерб большой экономике. Заработай завод на собственном сырье, как планировалось, в бюджет потекли бы огромные деньги.
Ещё был случай
Зная прямой, бесстрашный характер Балташа Молдабаевича к нему обращались с необычными просьбами. В Алма-Ате произошло громкое убийство двух молодых рабочих знаменитого банного комплекса «Арасан». Подозреваемым оказался полковник МВД. Алматинская пресса тему замалчивала, и тогда родственники потерпевших разыскали Турсумбаева в Кустанае. Он пригласил к себе опытного журналиста из областной газеты.
– Постарайся разобраться.
Вот что вспоминает по этому поводу Анатолий Ермолович.
– Я провел в столице три дня, был в алматинской квартире Турсумбаева. Версия, что двое напали на полковника, гулявшего с пистолетом «Стечкина» и любимым питбулем, превалировала в сводках МВД. Я видел у родственников фотографии трупов парней с пулевыми отверстиями. Они не выглядели бойцами. Много было и других очевидных фактов, подвергавших сомнению официальную версию. Статья была опубликована в Кустанае, ее прочитали в Алма-Ате. В итоге полковник вынужден был покинуть Казахстан.
Выборы
Подоспели выборы в Верховный Совет. Из администрации Президента назвали кандидатуры, которые надо было поддержать.
– Пусть народ сам выбирает. Я ни за кого работать не буду, – резко отозвался Турсумбаев.
И тогда в Кустанае прошли действительно демократичные выборы. Группа депутатов из области была самой активной в Верховном Совете.
Он не относился к типу людей, которые всегда и во всем безоговорочно соглашаются. И в людях ценил эти же качества. Не боялся вопросов, не уходил от ответов, не любил выскочек, ходоков, которые любыми путями старались решить свои проблемы в кабинетах. Но замечал людей, которые нуждались в его помощи. Так было с прокурором области Галиханом Ержановым. Когда-то они работали вместе в правительстве. Балташ Молдабаевич знал, что генерал вернулся в область из-за серьезной болезни. Понимал он и другое, что Ержанов в силу своего характера никогда не обратится к нему за помощью. Тогда Турсумбаев собрал бизнесменов и сказал:
– Ребята, давайте поможем Галихану. На его прокурорскую зарплату лечение в Германии не потянуть.
И люди откликнулись. И таких примеров было немало. Спустя годы, когда он приехал в Костанайскую область баллотироваться в депутаты Мажилиса Парламента, люди тепло принимали его. Балташ как и прежде отвечал на вопросы прямо, ничего не скрывал, на реплику: «Где Вы сейчас?», ответил: «Безработный». Из задних рядов раздалось недовольное: «В ваше время мы без зарплаты сидели». «Если считаете, что в этом моя вина – не голосуйте за меня», – ответил он.
Как-то после одной из таких встреч к нему подошла пожилая женщина и, взяв за руки, сказала: «Пусть хранит Вас Господь». Надо было видеть в тот момент выражение лица Турсумбаева. Он тепло поблагодарил ее взглядом.
Майдана не будет
В чем же причина, почему человек с таким большим потенциалом, незаурядной эрудицией оказался не у дел? Наверное, главное в том, что свою собственную правду он любил больше, чем власть.
Какова же правда Балташа Турсумбаева сегодня? Ответ на этот вопрос мы поискали в Интернете. В 2014 году, когда на Украине разразился «майдан», ИА REGNUM опубликовало большое интервью с Турсумбаевым. Там были вопросы, которые можно расценивать как провокационные, но ответы были очень взвешенными.
Процитируем один из них: «Я хорошо знаю настроения, имеющие место быть в кругах казахстанской оппозиции. И, исходя из этого, могу однозначно сказать: у нас никакого майдана не будет. Для понимания этого необходимо знать природу казахского характера, менталитета, особенностей национальной культуры. Казахов отличает толерантность, выдержка, терпеливость. Как бывшие кочевники, мы воспринимаем окружающий нас мир и процессы вокруг нас взвешенно и немного философски…»
В 2014 году и в Казахстане, и в России это интервью восприняли позитивно. Балташ Турсумбаев в определенных кругах соседнего государства имеет большой авторитет. Например, 10 лет назад, когда политик отмечал 60-летие, газета «Московский комсомолец» поздравляла его на высокой ноте: «Какую бы должность не занимал Балташ Турсумбаев, его всегда отличала прямота, верность принципам, глубокая приверженность дружбе с Россией и исключительный профессионализм».
В этом году Балташу Турсумбаеву исполняется 70 лет.
Валентина ЗАХАРЧЕНКО, журналист, директор ТОО «Издательский дом»