В Костанае с каждым годом все больше камер видеонаблюдения. Насколько это оправдано и сколько это стоит?
Гром не грянет...
– В те дни, когда были известные всем события в Актобе, нам поступило несколько звонков, – рассказывает Иван Бусько, представитель компании «BICOM». – Звонили люди из разных точек города и спрашивали, в какие сроки мы можем установить им камеры. Но каких-то конкретных предложений не было.
Иван рассказывает, что камеры видеонаблюдения на стенах многоквартирных домов и на частных объектах костанайцы стали более активно устанавливать с 2011 года. За это время и в нашем регионе, и в стране в целом было немало случаев, когда такая аппаратура помогла задержать преступников. В поле зрения камер попал убийца маленькой девочки из Рудного Виктории Гани; камеры помогли обнаружить преступников, которые напали на известную журналистку Боту Жуманову. Да и последние события в Актобе: камеры засекли участников вооруженного нападения, помогли их вычислить.
Сегодня в Костанае зарегистрировано около тридцати компаний, занимающихся установкой систем видеонаблюдения. Мы обзвонили их и узнали, сколько стоят их услуги. Цены во многом зависят от количества квартир в доме. Например, жильцу пятиэтажки придётся заплатить от 5 до 10 тысяч тенге, чтобы их двор и подъезд находился под видеонаблюдением. В частных объектах – в коттеджах, производственных точках, магазинах – цены зависят исключительно от объема заказа и достигают от 100 до 400 тысяч тенге.
Иван Бусько рассказал, что доступ к камерам имеет только тот, кто устанавливает, и жильцы, которые оплачивают установку. Несмотря на то что в поле зрения камеры попадает весь двор, просматривать происходящее на территории может только тот, кто платит. Трансляция идёт в интернете, на специальном сервере, доступ к которому имеют, конечно, только владельцы камер. При каком-либо происшествии полиция может обратиться к установщику с просьбой предоставить им запись. На частных же территориях по-другому: доступ к записям имеет только сам заказчик.
Против мошенников
Судя по опросу, который был опубликован в паблике «КН» в социальной сети вКонтакте, камеры нужны. По крайней мере, 66,5% выбрали этот ответ. Да и в целом те, кто против камер, в меньшинстве. Судя по комментариям, которые оставляли читатели паблика «КН», люди больше жаловались не на сами камеры, а на то, что некоторые из них малоэффективны. К примеру, в ночное время сложно что-то рассмотреть, и поэтому нужно либо ставить очень дорогие, либо ограничиваться дневным наблюдением. И еще иногда возникают перебои – как раз тогда, когда камеры так нужны.
Жительница Костаная Светлана Пугачева рассказала, что записи камер видеонаблюдения понадобились ей, когда она попала в аварию – девушку сбила машина. Водитель утверждал, что Светлана виновата сама. Она же говорила обратное. И, как назло, именно в этот день камеры, которые фиксировали происходящее, не работали. К счастью, говорит она, суд разобрался в ситуации, доказательства, которые подтверждали вину водителя, были собраны.
– Перед тем как отдавать деньги за установку, нужно внимательно читать договор, – говорит адвокат Светлана Абдрашитова. – Там должны быть обозначены обязанности того, кто устанавливает камеры, оговорен порядок ремонтных работ. И вообще, деньги без договора отдавать нельзя, можно стать жертвой мошенника, вину которого будет очень сложно доказать. Если камеры устанавливают на частной собственности, договор заключается непосредственно с владельцем объекта. Если речь идет о многоквартирном доме, то с ПКСК.
Представитель компании «BICOМ» Иван Бусько говорит, что предприниматели, которые устанавливают камеры, тоже страдают из-за мошенников:
– Когда только начинал свое дело, решил начать установку на доме без заказа от жильцов. Составил договор с ПКСК, начал делать обход. И был поражён тем, что мне везде отказывали, а иногда даже проявляли агрессию. Оказывается, за пару месяцев до меня их дом обходил один «бизнесмен» под видом установщика камер и сразу брал деньги. Собрав какую-то сумму, он просто пропал.
Как же тогда отличить честного бизнесмена от афериста? Все просто. Честный сначала составляет договор с ПКСК, затем устанавливает сами камеры и только потом, когда они уже работают, собирает деньги с жильцов. И тут уже не известно, оправдает он вложенные средства или нет.
Валерий ПОЛЕВИКОВ