Аграриям предлагают различные варианты для обновления парка сельхозтехники. Фермеры, которые их опробовали, говорят, что остались довольны.
По словам первого заместителя акима области Гауеза Нурмухамбетова, у нас в области из 10700 комбайнов только треть могут считаться высокопроизводительными. При этом за пять последних лет на обновление машинно-тракторного парка потрачено 60 миллиардов тенге. С деньгами просвета не видно. Учитывая то, что импортная техника после девальвации тенге резко возросла в цене, перспектив переломить ситуацию за счет импорта, просто нет. Единственный выход – развивать собственное производство, что позволит сделать технику более доступной за счет местного содержания.
В России, например, примерно половина используемых сельхозмашин собственного производства. В Белорусии – 90%. В Казахстане выпускается не больше одного процента от всей техники, используемой в агросекторе.
Доктор технических наук, гендиректор Казахского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства Сейтказы Кешуов категоричен:
«Раньше в Казахстане выпускали многие машины для сельского хозяйства. Причем поставлялись они и в другие республики СССР, и за границу. Даже сам Казахский НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, который существует с 1948 года, выпускал и продавал кормоцеха за рубеж. Сейчас таких возможностей у НИИ нет. Головной офис института расположен в Алматы и занимается проектированием машин для уборки и заготовки кормов. И есть отделение в Костанае, где занимаются преимущественно вопросами механизации и электрификации в зерновой отрасли. Но ресурсов хватает лишь на разработку и изготовление в металле опытных образцов техники. Для серийного выпуска нужно подключать заводы».
Заводы, однако, не глухи к подобным констатациям. Возможно, в своей политике они ориентируются на иные алгоритмы решения проблемы, чем предлагает уважаемый профессор, но уж точно не сидят без дела. Завод «АгромашХолдинг», расположенный на западной окраине Костаная, недавно устроил «день открытых дверей» для потенциальных клиентов. Сотни три наших фермеров ходили по цехам, смотрели концерт и ели бесплатный плов на одной из площадок предприятия. Классическая пиар-акция, но в ее основе весьма рациональное зерно, смысл которого точно определил глава крестьянского хозяйства «Канон» из Камыстинского района Владимир Шестериков:
– Такие выставки – это непосредственная связь между производителями и поставщиками техники. Приехать, что называется, пощупать каждый агрегат своими руками, задать вопросы. Вот этот комбайн, уже четвертый по счету, который я приобретаю на этом заводе. Доступная цена, вразумительный сервис, хорошая логистика, что еще надо?
Речь идет о «Есилях» (ESSIL КЗС») 740 и 760, которые «АгромашХолдинг» собирает в кооперации с белорусским «Гомсельмашем». У обоих комбайнов разные двигатели и жатки, поэтому если у 740-го минимальная цена 32 миллиона тенге, то у 760-го начинается от 40 миллионов и финиширует при отметке 45,6 миллиона. Плюс еще подборщик – два миллиона тенге.
Много это или, если сравнивать с дальнезарубежными аналогами, пустяк для фермерского кармана? Для кого как. Видимо, у нас таких фермеров, которые, глядя на ценники с обилием нулей, сурово смыкают брови, более чем достаточно. Без слез нельзя смотреть, как поздней осенью одиночка-комбайн родом из СССР мучительно добивает загонку с реденькой пшеничкой...
Бедность – не порок. Поэтому и существует на заводе программа под названием «Trade-in», что в переводе с английского означает «предмет, сдаваемый в счет оплаты нового». Схема давно обкатана в автосалонах, когда владелец старого авто, чтобы не было мороки с продажей, просто сдает его дилерам, и покупает у них новую машину, разумеется, за вычетом цены своего бэушного друга. Слоган «Меняем потери и убытки на прибыль и эффективность» аршинными буквами вписан на выставочном полотнище «АгромашХолдинга». Коммерческий директор завода Руслан Сейльханов рассказывает мне, как этот процесс обстоит в реальности:
– Мы принимаем старую технику у крестьян как предоплату. Правда, желательно, чтобы она была произведена у нас или наших партнеров. Заинтересованность среди клиентов огромная. Каждый комбайн оценивается комиссией по определенной системе – учитываются наработанные моточасы, внешний вид, техсостояние. Допустим, оценили бэушный комбайн в 10 миллионов, а в прайсе стоимость нового – 30. Так вот, клиентские 10 миллионов, в виде сданного комбайна – и есть предоплата за новый. Клиент забирает его прямо с завода и в конце урожайного года выплачивает полную стоимость нового комбайна. Заключаем соответствующий договор.
– В чем ваша выгода?
– А в том, что завод выходит на сельхозрынок со своей техникой напрямую, без посредников и долгих ожиданий, когда у клиента появятся деньги. Выгода крестьян – они получает облегченный доступ к матресурсам. Кстати, по этой программе уже приобретено 120 единиц техники.
Можно сколько угодно говорить, что и у этой программы – если хорошо поискать – есть свои подводные камни, но при финансовом состоянии наших крестьян, при том, сколько на них висит кредитов, в схеме «АгромашХолдинга» явно просматривается хороший повод для оптимизма хотя бы на отрезке нынешнего кризисного существования. А там посмотрим.