Умирзак ШУКЕЕВ. Родился в 1964 году. Акимат Костанайской области возглавлял с 1998 по 2004 годы.
Официальная информация о назначении Умирзака Шукеева акимом Костанайской области была опубликована в «КН» 20 августа 1998 года. Вкратце затрагивали и судьбу Токтарбая Кадамбаева, только что покинувшего пост: «он сам подал заявление об отставке, уступив дорогу молодому и перспективному руководителю».
Август 1998- го
Шукеев приехал в Костанай по-настоящему молодым – до 45 лет. При этом, как мы сообщали читателям, успел поработать «в плановых и банковских органах, был заместителем премьера и министром экономики Казахстана». Через день после первой информации «КН» опубликовали на первой полосе биографию Шукеева и дали крупный снимок. Уроженец Туркестана, в 1981 году окончил с золотой медалью среднюю школу в Алгабасовском районе ЮКО, сразу же поступил в Московский экономико-статистический институт, который окончил с красным дипломом по специальности «Экономическая кибернетика», кандидатскую защитил тоже в Москве, в Академии государственной службы при президенте РФ.
Три главные позиции
В первый день пребывания на посту акима области Умирзак Шукеев сказал, что, прежде всего, будет заниматься вопросами финансов, уборки урожая и подготовки к зиме. В каком состоянии пребывали три эти позиции в конце лета и осенью 1998 года?
Например, глава налогового комитета области доложил Шукееву, что только 10% предприятий получают налогооблагаемые доходы. И добавил, что «выдавливая налоги, мы разрушаем налогооблагаемую базу», что самый собираемый подоходный налог не дает и трети от планируемого объема. Среди причин – массовая безработица, в том числе ССГПО снизило показатели по подоходному налогу на 25 млн тенге, тогда это были большие деньги.
Следующая позиция – урожай-98 (по области – 3,7 цга). А подготовка к зиме сильно осложняется энергетическими проблемами. Природный газ балансирует на грани отключения. «Глобал Газ Груп» уже отказалась работать с Костанаем, то же самое обещает «Итера». Причина одна – долги. По электроэнергии тоже долги. К осени это гигантская сумма – более 2,5 млрд тенге. Василий Корнев, работавший заместителем акима области по вопросам энергетики, строительства и ЖКХ, на совещании сказал так: «С газом и электроэнергией становится все труднее, за это пришлось заложить и честь, и совесть». Все СМИ процитировали Корнева.
А еще пресса писала о долгах по зарплате. Учителя, медицинские работники взывают к властям. Культура оптимизируется до 0,5 ставки от нормальной зарплаты, а дальше и до 0,25 ставки. На совещании заместители акима области Алия Кайшарова и Серик Бектурганов говорят, что резервы для оптимизации еще есть, но депутаты областного маслихата отвергают такие подходы. Шукеев же отвергает областной бюджет того периода, он называет его «крайне безответственным и соглашательским». На этом фоне область ждет кадровых решений.
Кадровый вопрос
Первая крупная перестановка: в сентябре Н. Ашимов приходит на должность заместителя акима области вместо Т.Бегахметова. Позднее Ашимов возглавит Костанай. В том же сентябре объявляется конкурс на замещение вакансий в областном акимате. По этому поводу на пресс-конференции руководитель аппарата Багила Баймагамбетова говорит, что впервые в нашем регионе чиновники высокого ранга будут доказывать свою профессиональную состоятельность в конкурсной борьбе.
Между тем новые молодые люди во власти становятся заметными, но пока не по заслугам, а по факту. Их не было, их не знали, но они появились. Об этом много говорили. В журналистской среде, в директорской, в обывательской… Наш эксперт Вера Семенова вспоминает: «Не без оснований, конечно, поговаривали, что Шукеев отдает преференции привезенной команде. Это накладывало отпечаток на отношение к нему местной элиты, но противостояния не было…»
Просто новичков без разбору называли «южанами». Какой в это вкладывался смысл? Если одним словом, то это было недоверие. Сказать, что новый костанайский истеблишмент не замечал или не хотел замечать отношения к себе местной элиты, а также СМИ, значит, погрешить против истины. Новички все видели и понимали. Наверное, поэтому пресс-конференции в то время были частым явлением. Иногда в них принимал участие и Умирзак Шукеев.
Сегодня, как нам кажется, ему никто не задаст тех дерзких вопросов, которые задавали поначалу костанайские журналисты. Глава региона ни разу не вспылил. И вообще было непонятно, насколько он жесткий руководитель. А главное, какова его программа, с чем он пришел в область.
Первый прорыв в его работе – погашение долгов по заработной плате. 18 лет прошло – такого колоссального объема долгов больше не было.
Выплаты
Вкратце тезисы Шукеева звучали так: 1. Оживить производство. 2. Ужать расходы, особенно по линии милиции и чиновничьего аппарата. 3. Просить помощи у правительства для бюджетной сферы. 4. После уборки запустить механизм банкротства.
Все это в конце концов удалось, но впереди этих пунктов стояла равная подвигу выплата пенсий, а также зарплаты бюджетникам. Достичь этого удалось благодаря кредиту в несколько миллиардов. О финансовых механизмах этого заимствования сегодня говорить рискованно, чтобы ничего не напутать.
Как бы то ни было, в истории остался факт: люди получили деньги, зашевелилась торговля и сфера услуг. И чуть-чуть поднялся с нижней точки рынок недвижимости. Многие помнят: Костанай опустел. Тысячи квадратных метров, жилых и производственных, казалось, никому не принадлежали.
А еще ведь был Торгай, Аркалык, куда Умирзак Шукеев поехал в первые же дни после назначения. Там его ждали обездоленные люди – без света, без денег, без надежды получать тепло в зимние месяцы. Шукеев, как никто другой, умел считать деньги. Он видел Аркалык без розовых очков: целые кварталы пустуют, а отапливать их надо – система ТЭЦ по-другому не могла. Он обещал помочь и понимал, что это на грани возможного.
Хотелось бы напомнить о кадровом решении в Аркалыке. В 2000 году Шукеев буквально вытащил из Амангельдинского района Жомарта Тубекбаева – тот встал во главе города. Управленец-самородок, молодой патриот, самоотверженный хозяйственник – вот краткая характеристика Тубекбаева того времени. Он разделил с Аркалыком самое тяжелое время, город зимой выстоял.
К новой жизни
«Молодой, амбициозный, не по годам мудрый, имеющий за плечами хорошее московское образование, а главное – поддержку в верхах, он вдохнул в область новую жизнь. Он вытащил десятки и сотни новых лиц на политическую арену, много работал с молодыми бизнесменами и с гражданским обществом, – говорит профессор, доктор педагогических наук Римма Бектурганова. – Начинали активно развиваться неправительственные организации, к нам приезжали этому учиться из других регионов».
Римма Чингисовна возглавляла в то время Костанайский филиал Ассоциации деловых женщин Казахстана. Вспоминает: Шукеев удивился, что есть такая организация – понятие «гендер» только начинало входить в наше общество. Позже именно Умирзак Естаевич был признан в республике самым гендерно-чувствительным акимом.
По мнению писателя и журналиста Салима Мендыбаева, молодой, рассудительный Шукеев жителям области понравился сразу: «Быстро и очень деловито он установил тесную связь с Шымкентом. В 2000 году по решению ЮНЕСКО отмечалось 1500-летие Туркестана. Мы возвращались из Шымкента в Костанай, и Умирзак Естаевич вручил мне премию акима области прямо в самолете – за пропаганду исторического наследия родного народа».
Аграрный нюанс
Аграрники, бывало, обижались на молодого акима, который, по сути своей, сельскому хозяйству не очень близок. Из плеяды выпускников московских вузов, пришедших в 90-е годы во власть в Казахстане, мало кто был по призванию «председателем колхоза». Приезжали высокопоставленные молодые чиновники в Костанай, им показывали поля – они путали пшеницу с овсом. Светлой памяти журналист Владимир Катков умел подобные факты преподнести так, что вся республика долго смаковала.
Но это были представительские казусы, которыми Шукеев, кстати, не грешил. Он, если чего-то не знал, спрашивал у тех, кто знает. А в личностном плане все признавали, что он человек уважительный и культурный.
В Костанае считалось, что Шукеев – любимчик главы государства. Время показало, что Умирзак Естаевич – один из самых преданных Назарбаеву людей во всей полноте этих слов.
Культура
У Шукеева был свой взгляд на эту сферу, которой, между прочим, он дал уникальное направление в Костанае. По его инициативе, при моральной поддержке и покровительстве начал действовать Клуб костанайских меценатов. Тогда было тяжело, сейчас тяжело, но бизнес и ныне не отступает от этой аристократической традиции.
– При Шукееве в трудное время ожили культура и спорт, – утверждает Вера Семенова. – И это не было стихией, компанейщиной – Умирзак Естаевич на все имел свою программу.
Больше, чем футбол
«Тобол» мотался по Европе (в рамках Интертото, сейчас этого кубка нет) и побеждал. Костанай жил футболом от мала до велика, трибуны собирали тысячи болельщиков, вся область знала: будет игра! И однажды, на чествовании футболистов «Тобола», Шукеев вышел на сцену с саксофоном. Трудно вспомнить что- либо подобное в Костанае по произведенному эффекту.
Чтобы стать легендой, надо сделать очень многое. И еще сверх этого тоже надо что-то сделать. Шукееву в Костанае это удалось.