Восьмилетний Сергей ТОКАРЕВ из поселка Сарыколь сейчас находится в реанимации детской областной больницы. Невыносимыми страданиями обернулась для него детская шалость – мальчик из любопытства забрался в трансформаторную подстанцию, которая почему-то была открыта.
Сашины вопросы
У Сережи ожоги второй, третьей и четвертой степеней, поражено 26% поверхности тела. Пострадали правая рука, ладони, шея, передняя брюшная стенка, обе ноги... За жизнь мальчика врачи борются уже неделю. Его дважды оперировал один из лучших детских хирургов области Дмитрий Герасимов. На этой неделе Сергею пришлось ампутировать сначала правую руку, потом правую ногу по голень.
Сейчас мальчик находится в реанимации. Главный врач детской областной больницы Фазылбек Темирханов характеризует его состояние как стабильно тяжелое. Говорит, что только дней через 5-7 можно будет сказать что-то определенное.
Из родных у Сережи только мама и старшая сестра Саша. Маму Сергея сложно отнести к благополучным: у женщины нет постоянного места работы, порой злоупотребляет спиртным, жилье снимает. Однако назвать Сергея беспризорником нельзя. Мальчик послушный, организованный. Любит маму. Но опереться в жизни может лишь на сестру, которая работает продавцом.
У 25-летней Александры Токаревой своя семья – муж и двое детей. Но она для Сережи скорее не сестра, а вторая мама. Одевает братишку, частенько забирает к себе. Саша вообще человек надежный и здравомыслящий. Именно на нее сейчас ложится основная нагрузка - она поддерживает связь с врачами, оформляет доверенность на то, чтобы представлять интересы Сережи вместо матери.
Саша не дает себе расслабляться, плакать. Достаточно одной мамы, которая все эти дни бьется в истерике. А вот сестра уже задает вопросы. К примеру, такой: почему трансформаторная подстанция оказалась открытой? Ведь зайти туда мог любой. Детей в селе летом мало кто ограничивает - гуляют где хотят. Тем более трагедия произошла не где-то на окраине, а почти в центре поселка Сарыколь. Недалеко от библиотеки.
Чудо
Возле злополучной подстанции примятая трава. На четвертый день после трагедии здесь повесили замок. Проверяем на прочность. Не открыть. Вот если бы раньше.
- Он шел к другу на Садовую, – рассказывает Саша. – И чего его в эту будку понесло…
Сережу спасло чудо. Недалеко от подстанции живет врач Сарыкольской ЦРБ Евгений Ткаченко. Именно он в десять утра, в воскресенье 10 июля услышал детский крик. Сразу же бросился на помощь, вызвал «скорую». Сережу моментально доставили в райбольницу, а оттуда уже отправили в областную. Если бы не оперативность врачей, вряд ли сейчас пришлось бы говорить о том, что за жизнь мальчика идет борьба.
В больнице мальчик еще был в сознании. Больше всего беспокоился, что его будут ругать. Просил не говорить родным. Рассказывая об этом, Александра Токарева украдкой вытирает слезы. Хлопоты только приглушают боль и переживания за братишку. А сердце все равно ноет. Врачи постоянно на связи, сообщают, когда операция, как прошла. Мама сначала поехала с Сергеем в больницу, но потом его забрали в реанимацию, она вернулась. На днях снова поедет в Костанай, будет рядом с сыном. Сейчас односельчане собирают для нее деньги.
У сестры тоже забот хватает. Переживает, что сразу после случившегося мама написала полицейским заявление о том, что претензий ни к кому не имеет. А претензии на самом деле есть. В первую очередь к Сарыкольской РЭС: доступ к опасной для жизни зоне не был прегражден.
- В данном случае наличие заявления не играет роли, - говорит Ильяс Жакупов, заместитель начальника Сарыкольского РОВД по следствию. - Мы все равно возбудили уголовное дело по факту в тот же день. Хотя, если родственников это волнует, они могут подать заявление повторно.
По словам Ильяса Багытбековича, сейчас проводится досудебное расследование. После операций будет определена степень тяжести вреда, причиненного здоровью мальчика, проведена судебно-медицинская экспертиза. Уже после этого будет установлено, привлекут ли к ответственности и кого.
Без комментариев
Почему подстанция была открыта? С этим вопросом мы обратились к начальнику Сарыкольской РЭС Вячеславу Репину. И спросили заодно, почему замок повесили на дверь только за день до нашего приезда. Три дня после случившегося подстанция стояла открытой.
Вячеслав Алексеевич признался, что о трагедии узнал только накануне. Полиция сообщила. А вот замначальника РОВД уверяет, что РЭС ввели в курс дела сразу же.
Сам несчастный случай Вячеслав Репин комментировать отказался, сославшись на расследование энергонадзора. По его итогам можно будет сказать что-то определенное, отметил он.
Что касается подстанции, Репин объяснил так: плановая проверка проводится раз в полгода. Буквально недавно, 17 июня эту подстанцию проверяли, дверь тогда была закрыта на замок. Об этом даже есть запись в журнале.
- Кто же ее тогда открыл и зачем?
- А вы видели бутылки вокруг валяются? Видимо, удобно кому-то там. У нас не первый раз открывают именно большие подстанции.
На вопрос, намерены ли сотрудники РЭС как-то помочь пострадавшему мальчику, руководитель не ответил. Сказал, что у него нет полномочий, это к вышестоящему начальству ТОО «ЭПК-forfait». Видно, что Вячеслав Репин эту ситуацию тоже переживает непросто. Сказал, что за те восемь лет, которые он здесь работает, такое случилось впервые. Правда, чуть позже мы выяснили, что пару лет назад в Сарыколе еще один ребенок получил электротравму. Тоже в подстанции.
Отвечаю сама…
- Мальчик тогда учился в пятом классе, - рассказывает социальный педагог Урицкой средней школы Татьяна Шапошник. - Тоже ударило током, но не так сильно. У него был ожог спины, мы всем поселком деньги на лечение собирали, в районной газете об этом писали. Долго лечился. Сейчас все нормально, в седьмом классе уже. У Сережи, конечно, сложнее все...
За Сергея Токарева переживает весь педагогический состав во главе с директором Александром Цыркуновым. Уже звонили маме, предложили помощь. Сережа в этом году закончил первый класс. Проблем с ним нет. В группе риска числится только потому, что мама не совсем благополучная. На родительском собрании женщина написала расписку о том, что в летний период отвечает за безопасность ребенка сама. Не прошло и половины лета...
Татьяна Шапошник объясняет, что это стандартная процедура: в каждом учебном заведении в конце года родители пишут такие расписки, обязательно сообщают, где ребенок будет находиться в летнее время – по месяцам. А с детьми проводится профилактическая беседа о соблюдении правил безопасности. Школа ведь несет ответственность за ребенка, только если он находится в ее стенах. Что же касается летнего времени, конечно, педагоги рассказывают и объясняют. И родители тоже. Но когда детей останавливало «нельзя»? И кто должен следить за тем, чтобы это «нельзя» подкреплялось увесистым замком? Хотя бы там, где находиться опасно для жизни.
Цифры говорят
По словам главного врача областной больницы, летом у них начинается период сезонных травм. Лестницы и паутинки во дворах, ролики, велосипеды, скейты... Падения с них порой оборачиваются ушибами, переломами, сотрясениями. В детской областной больнице подготовили аналитическую информацию и выяснилось, что в этом году травм уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если за май и июнь 2015-го в больницу попали с травмами 6070 детей, то за аналогичные месяцы нынешнего их уже 6928. За этими цифрами слезы и боль детей. Они - повод насторожиться. В первую очередь родителям. Чтобы выделить больше времени для ребенка, поговорить, а то и поиграть. Вместе. Ведь свобода во время каникул хороша в пределах разумного.
Конечно, случай Сергея Токарева в этой череде травм особенный. Сейчас главное, чтобы его состояние стабилизировалось. О здоровье ребенка мы обязательно сообщим. Равно как и о том, кто же понесет наказание за доступную подстанцию.