Наш земляк, а ныне директор института теоретической математики и научных вычислений ЕНУ им. Гумилева Нурлан Темиргалиев обеспокоен состоянием математики в Казахстане. Своим мнением профессор поделился с «КН» во время визита в нашу область.
К слову, Темиргалиев – один из сильнейших математиков страны, исследователь, чьи работы оценены на мировом уровне. А считать он научился в Костанайской области, первый и второй классы окончил в поселке Бурли Карабалыкского района. И до сих пор благодарен своей первой учительнице, она была ссыльная, из Ленинграда, и предмет свой действительно любила. Вдохнула эту любовь и в учеников.
Нурлан Темиргалиев окончил сначала среднюю школу с золотой медалью, затем также с отличием КазГУ, поступил в Москву, в аспирантуру Математического института имени В. А. Стеклова, затем в докторантуру МГУ. Профессор, отличник образования РК. Одним из главных достижений Темиргалиева является решение задачи, долго не поддававшейся усилиям математиков из разных стран, и в американском журнале «Contemporary Mathematics» («Современная математика») названной «центральной в численном интегрировании». Особую актуальность она приобрела во время работ над атомной бомбой в США. Тогда американский математик фон Нейман создал метод, ныне широко известный как метод Монте-Карло.
Сегодня Нурлан Темиргалиевич всерьез обеспокоен состоянием математики в Казахстане. Собирается на прием к министру образования с предложениями по пересмотру подхода к изданию учебников, системы в целом. К прежнему министру уже обращался. Безуспешно. Не отреагировало министерство даже на предложение объявить ЧП в сфере математики-информатики РК.
– Все так плохо?
–Дети приходят в вузы необученные, необразованные математически. С полузнаниями. Что говорить о детях, если и на встречах с преподавателями трудности. Раньше, когда приходил в вузы и встречался с ними, давал задание и спрашивал: верно или нет? Теперь просто даю задание и говорю: найдите, что здесь неверно. Не могут найти, не могут ошибку показать. А ведь это преподаватели вузов! Не так давно мы проводили мероприятие на базе Назарбаев Интеллектуальной школы. Должны были выпустить сборник тезисов. И не состоялся сборник, не было материалов. Все это говорит о полном падении нашего образовательного уровня. А ведь известна истина: если вы хотите остановить государство или народ, лишите его математического анализа. Остальное само собой рухнет.
– В чем причина? ЕНТ?
– Только отчасти. Беда с учебниками. В том же обращении к Саринжипову, предыдущему министру образования, я все подробно расписал. Ошибки в учебниках по-прежнему есть. Несмотря на то что их уже перепечатывали несколько раз. Но одно дело найти ошибку в учебнике для первоклассника, а другое – обнаружить в учебнике для 10 класса неверное определение предела. Не каждый учитель это может. И самое главное, что у нас неправильно – учебник пишется для каждого класса в отдельности. Тогда как это должна быть единая система – от первого до 11-12 классов. Я собираюсь теперь на встречу с Сагадиевым, буду объяснять все это. Тем более что сейчас как раз начинается переход на 12-летнее образование. Значит, снова будут менять учебники.
– Надеюсь, с нынешним министром вам больше повезет.
– У меня и так все хорошо, мне для себя ничего не надо. Я переживаю за Казахстан. Мне не понять, отчего так происходит: вот создаст группа людей учебник, он пройдет экспертизу. А потом начинают обнаруживаться ошибки, депутаты собираются, говорят, что нужно заново печатать... Ну так почему бы не внести автора учебника в черный список? Почему не вынудить эксперта, который проверял учебник, заплатить за весь негодный тираж из своего кармана? Так ведь нет, у нас выбрасывают десятки миллионов на ветер и... отдают новый заказ на учебники тем же авторам! Дарига Нурсултановна по этому поводу как-то пошутила, что, дескать, эти люди, наверное, специально делают ошибки, чтобы получить повторный заказ.
– Может, напрасно не взяли за основу учебники советской школы? Когда только создавали новые, еще в 90-х.
– Модель так и осталась на советский лад. Ну и, кстати, на закате Советской власти тоже пошли большие ошибки в учебниках математики. Например, методика сложения дробей – из-за нее весь СССР (сейчас СНГ) разучился дроби складывать. Методика, по которой нужно найти наименьший общий знаменатель, сложная и неэффективная. Ну а наши некомпетентные авторы в созданные вновь учебники добавили свои ошибки: и научные, и методические.
– Где же выход?
– Нужно искать тех, кто мог бы написать учебник, среди авторов диссертаций. Находить работы, которые не закамуфлированы высоконаучными словами, в которых действительно есть какие-то инновационные технологии. Нужны задачи. Я уже говорил министру, что сейчас наш институт может обеспечить задачами весь Казахстан.
– На встрече с костанайскими преподавателями вы говорили, что сейчас настало время четвертой промышленной революции. Что это?
– Третья была в середине 20 века, ознаменовалась появлением компьютеров. Технологии человеку помогали, но главным был человек. Четвертая идет уже без участия человека. И вот тут возникают социальные проблемы. На давосском форуме уже обсуждалось, что скоро будет востребован только труд низшей квалификации и труд высшей квалификации, научно-технические интеллектуалы. А в специалистах среднего порядка не будет необходимости. Эта тенденция вызывает необходимость перестройки образования. И мы хотим, чтобы в этой перестройке образования Казахстан вышел в лидеры заранее.
– В чем именно нужно перестроиться?
– Сейчас никто не знает, какие специальности будут востребованы. Поэтому образование должно быть фундаментальным, давать возможность проявить себя в любой сфере. Взять, к примеру, Московский физико-технический институт. Они три года фундаментально готовят общих специалистов по математике, физике, химии, а потом каждый выбирает, чем может заняться. Наше образование тоже должно быть фундаментальным. Математике, физике, химии, биологии должно уделяться больше всего внимания. Без развития этих наук страна не сможет выдержать конкуренции в инновационной среде.
– В каких странах мира математика развивается лучше всего?
– Южная Корея. Правда, там нет больших результатов, скорее, технически. Америка со всего мира математиков впитывает, собирает людей. У них школа очень плохая, и бакалавриат. Но, начиная с магистратуры и докторантуры, они начинают гайки завинчивать. О Казахстане сложно что-то говорить: мы ничего не производим, технологии чужие. Но если будет хорошее образование, я в перспективе вижу для нашей страны много возможностей. И в развитии самой науки, и в развитии ее прикладных технических отраслей. Ведь нет ничего практичнее хорошей теории!