В апреле в центральном сквере Костаная произошло убийство. И в этом, единственном нераскрытом с начала года в нашей области, убийстве мать забитого насмерть парня подозревает полицейских.
Подозрения
10 апреля в самом центре Костаная на лавочке напротив областного акимата ранним утром был обнаружен труп 28-летнего Петра Шеховцова. Вряд ли это было ограбление: по словам матери, сын мобильник оставил дома, а в кармане в лучшем случае могли быть две тысячи тенге.
Не вдаваясь в медицинскую терминологию заключения судмедэкспертизы, можно сказать, что парня забили насмерть. Полицейские говорят, что били несколько человек. Одежда его была вся изорвана. Наталья Шеховцова добавляет свое мнение: избивали ее сына профессионально. О своих подозрениях она заявляет открыто, понимая, что несет ответственность за свои слова.
И честно говоря, делать такие предположения граждане имеют моральное право: стражи порядка в последние годы не раз садились на скамью подсудимых за пытки, избиение задержанных. Чего стоит только одно дело сотрудника спецподразделения «Арлан» Бауржана Мырзагалиева, который избил таксиста, а во время другой поездки в такси так отметелил попутчика, что тот скончался в больнице.
Следствие, в свою очередь, опровергает причастность полицейских к убийству. И видимо, в расследовании этого дела можно ставить вопрос, вынесенный в заголовок.
След
- Месяц назад мне был звонок на мобильный телефон, номер был скрыт, - рассказывает Наталья Владимировна, мама убитого 28-летнего Петра Шеховцова. - Звонивший сообщил, что он знает свидетельницу, которая видела Петра в парке ранним утром и видела, как его били. Но она очень боится полиции, поэтому ни за что не назовет своего имени. Я пыталась через компанию сотовой связи выяснить, с какого номера был звонок, но сделать это не удалось. Но у меня есть след...
Наталья Шеховцова показывает снимок, сделанный ею на мобильный телефон на месте убийства сына вскоре после того, как тело увезли в морг. На фото, по утверждению женщины, кровавый след обуви, который остался на брусчатке. Шеховцова уверена: это отпечаток берцев - обуви, которую носят в том числе стражи порядка. По ее словам, полицейских этот снимок мало заинтересовал. А вот мать, убитая горем, свой вывод сделала. Она уверена, что преступников полицейские не найдут, потому что это могут быть... сами полицейские.
Свидетели
Это дело может быть показательно по ряду других моментов. Вышеупомянутый звонок о свидетельнице, которая боится не то что с полицией общаться, даже анонимно с матерью убитого парня поговорить. Страх, по всей видимости, подкрепленный реальными историями полицейского беспредела, перевешивает гражданский долг. Для иллюстрации: сейчас в суде идет процесс по ДТП, в районе сельхозинститута грузовик насмерть сбил женщину. Ее сыну затем пришлось через «Костанайские новости» просить свидетелей отозваться: они звонили и говорили, что не хотят связываться с полицией. Что уж тогда говорить о том, чтобы свидетельствовать по делу об убийстве?!
Убийц Петра Шеховцова полиция ищет пятый месяц.
Да, полиция стремится делать открытыми процессы в отношении своих сотрудников, которые «натворили дел». Однако «слава» зачастую бежит куда быстрее. Да и опыт общения с полицейскими не только у подозреваемых, но даже у потерпевших по уголовным делам - малоприятный. Таковой, по словам Натальи Шеховцовой, теперь есть и у нее.
При этом представители силовых ведомств иногда безапелляционно могут навешивать ярлыки. В случае с убийством Петра Шеховцова, уверена его мать, именно такой случай.
Убитый вел, цитируем прокурора Костаная Адилхана Ерекешева, «паразитический образ жизни».
- Скорее всего, он и его собутыльники пили не в сквере, так как сквер патрулируется полицейскими и они должны были увидеть эту компанию. По всей вероятности, они пришли туда пьяными, и уже там были причинены Шеховцову телесные повреждения, одно из них пришлось на левое надбровье, - так прокурор прокомментировал прессе убийство.
Мать Петра Шеховцова таким заявлением крайне возмущена. Да, у Петра были проблемы со спиртным. По словам Натальи Владимировны, это было следствием индивидуального расстройства личности, что и записано в его диагнозе. Но «паразитический образ жизни», считает она, сын не вел, работал грузчиком на Складской.
На форумах интернет-версий костанайских СМИ тоже были возмущенные комментарии по этому поводу. Например: «Получается, меня завтра убьют, не дай Бог, а вы скажете, что я вел «паразитический образ жизни». Как вам не стыдно, он чей-то сын». Можно добавить: Уголовный кодекс РК (статья №96 «Убийство») не делит убитых по их социальному статусу или образу жизни и не предусматривает поблажек для тех, кто убил не авторитетного члена общества, а бомжа.
Картинки.net
Есть в этом деле еще показательный момент. Тело Петра Шеховцова обнаружили на лавочке напротив облакимата ранним апрельским утром. В это время там почти нет людей. Как такое возможно, что на записях с камер видеонаблюдения ЦОУ (Центр оперативного управления ДВД), а также ближайших к парку зданий не зафиксирован не только момент избиения Петра Шеховцова, но и вообще его передвижения в центре Костаная? На этот вопрос в ДВД Костанайской области нам ответили лаконично: «Видимо, он прошел таким маршрутом, что не попал в зону видимости этих камер». Оказывается, и лавочка напротив областного акимата, где был обнаружен труп парня, тоже вне зоны видимости камер.
В общем, просмотр записей не дал результата. Ничего не напоминает? Верно: недавнюю рудненскую историю с поиском убийцы Виктории Гани. Там не полицейские, а волонтер Владимир Радченко на записях с камер видеонаблюдения, переданных ему самими же полицейскими, непрофессиональным оком увидел то, что не узрели (или проморгали) доблестные полицейские. В кадре мужчина вел за руку девочку, и благодаря этой записи именно Радченко нашел труп ребенка.
Это сделал неравнодушный гражданский человек, а не те, кому положено по офицерскому долгу и по зарплате. «Награда» быстро нашла героя: позже Радченко рассказывал журналистам о том, как полицейские пытались на него «примерить» убийство Виктории Гани. До и после этого - не только на него. Один из рудничан по фамилии Мухин после общения со стражами порядка даже в петлю полез. Слава Богу, остался жив.
Для сведения: в Центральном парке Костаная установлено три только полицейские камеры видеонаблюдения. А всего в Костанае их 156 штук (опять же только полицейских)! Такие данные нам назвали в пресс-службе ДВД Костанайской области. Причем полиция лоббирует выделение бюджетных денег на их установку во дворах многоэтажек (немало дворов уже ими оборудованы). Программа так и называется: «Безопасный двор». Вопрос: есть ли смысл? Петра Шеховцова убивали не во дворе на окраине, а в самом что ни на есть центре города, и оказалось, что толку от камер видеонаблюдения - ноль.
Похоже, что и в деле об убийстве Шеховцова тоже пока ноль, не считая туманных комментариев из ДВД про некие рабочие версии и тайны оперативной работы. Если полицейские найдут убийц - мы обязательно об этом сообщим. Только мать Петра Шеховцова, судя по ее словам, не верит в это. Но заявляет, что будет и дальше писать по инстанциям, чтобы дело не стало, говоря языком полицейских, глухарем.
Вопрос-ответ
Полиция, что есть по делу?
- У полиции есть круг лиц, подозреваемых в убийстве?
- Для раскрытия преступления была создана специальная оперативно-следственная группа. Есть несколько версий. Основную озвучить пока не могу - это связано с оперативными мероприятиями, - ответил старший следователь СУ ДВД Костанайской области Денис Евдокименко.
- Убивали Шеховцова в том месте, где он найден?
- Скорее всего, так и есть.
- Опорный пункт полиции находится в Центральном парке неподалеку от места, где был обнаружен труп. В числе рабочих версий следствия есть такая - возможная причастность к убийству Шеховцова сотрудников полиции?
- Эта версия отрабатывалась. Причастность полицейских не подтвердилась.
- Опорный пункт ведь работает круглые сутки?
- Да. Но сотрудник полиции оттуда не выходит. Несколько раз в сутки работу опорного пункта проверяет ДВД Костанайской области.
- У следствия есть хоть один свидетель, который что-либо видел: Шеховцова, когда он был в парке, как его избивали?
- Свидетелей нет. Но уже установлен круг лиц, причастность которых к преступлению будет выясняться. Следствие по этому делу приостановлено. Но криминальная полиция проводит оперативную работу.
Олег Гурский
Фото Сергея Хандюкова
и из архива семьи
Шеховцовых