Флагман всех вожатых региона, партийный работник, депутат областного маслихата, творческий человек, жена и мама. А теперь ещё и глава территориального объединения профсоюзов. Про неё говорят - это факт. Про нестандартное мышление, про характер. Екатерина прокомментировала.
Про детство
Я – единственный ребенок в семье. Мои родители – мама, бабушка и дедушка. Папу не помню. Развод был, когда я была совсем маленькой. Это для меня не больная тема. Не искала, не страдала. Дедушка своим примером показал, кто такой настоящий мужчина. Он был электриком, в целину тянул высоковольтные линии в нашей области. Бабушка, тоже первоцелинница, всю жизнь проработала в детском саду, мама – инженер на фабрике «Большевичка». Обычная рабочая семья.
Я была бандиткой. Маме часто кричали: «Снимите вашего ребенка с дерева!» Но дед всегда был на моей стороне. И это было счастье. Благодаря ему я умела многое: кататься на велосипеде, коньках, роликах. Он брал меня с собой на футбол. Газетку на лавочку постелем и орем весь матч от души. Потом домой придем – обсуждаем.
Про выбор
У меня была мечта – стать врачом. Из игрушек я любила машинки и автоматы с пластмассовыми шариками. Если же куклы появлялись, то только в качестве пациентов и дома всегда был приемный покой.
В школе была отличницей, но никогда не зубрила материал. Теорему мне проще было доказать, чем выучить доказательство. В старших классах писала стихи, начала играть на гитаре, участвовала в общественной жизни школы, поэтому проблем в общении не было.
Писала научные работы по математике, учителя пророчили карьеру экономиста. Но я шла к мечте. И в 10 классе посвятила себя химии, чтобы после школы поступить в медицинский. Тогда мне повезло с педагогом Галиной Николаевной Федуловой. Все мои победы в химических олимпиадах во многом - ее заслуга. Дело шло к поступлению, если бы не 90-е годы.
Я видела, как трудно моим родным не сдать позиции. Умер дедушка. Производство стояло и мама, будучи специалистом по импортному швейному оборудованию, подрабатывала портной, шила обеспеченным людям. Бабушка и пол мыла, и сторожем была, бралась за любую работу.
Уже в старших классах начала подрабатывать и я. Писала контрольные работы по химии студентам-заочникам, за это тогда неплохо платили. На первых курсах и продавцом работала, и праздники вела. В общем, тогда я поняла: не могу в такой момент уехать, я дома нужна.
Сейчас думаю, пусть я не стала доктором в медицине, но доктором наук обязательно стану. Поэтому и сегодня, защитив кандидатскую диссертацию, продолжаю заниматься научно-исследовательской работой.
Своей семье благодарна за то, что они меня даже в 90-е окружили атмосферой счастья, а не безнадежности. Помню, как копили мне на магнитофон, как «Сникерс» делили по-братски. А еще они научили, что никакой труд не зазорен. Это здорово помогает в жизни.
Про любовь
Мужа я встретила на химфаке, куда в итоге пошла после школы. Сначала мы заметили друг друга в спортзале, он хорошо играл в волейбол. Потом оказалось, что у нас общий научный руководитель. У профессора, доктора химических наук Владимира Викторовича Важева был принцип: девчонок не брать. Он повторял: «Длинные волосы – короткий ум».
У меня волосы были короткие. Но был еще один момент. Я тогда как раз поехала на республиканский конкурс «Шабыт» и победила в номинации «Литература». На призовые деньги купила старенький компьютер. Мечтала заняться программным моделированием свойств химических соединений. Когда преподаватель узнал о моих серьезных намерениях, в качестве исключения я была принята в команду. Тогда компьютеры стояли в редких домах. Там с Васей мы ближе и познакомились, наука свела.
Я тогда жила шумной жизнью: лагеря, гитара, молодежные слеты, студенческие советы. Вася же, наоборот, спокойный, земной человек. Мне это ужасно нравилось и нравится. Два одинаковых по темпераменту человека рядом – страшное дело, на мой взгляд. Хотя предложение он мне сделал как настоящий романтик, в сосновом лесу, в разгар смены в лагере, где я работала. В 21 год.
Про детей
Нашей Люсе сейчас шесть лет. Везу на днях ее в садик. Чего, говорю, молчишь. «Думаю», - отвечает. Спрашиваю: «О чем думаешь?» «Мам, - по-взрослому устало она взглянула на меня, - просто думаю». Вот так незаметно вырос философ. Люсей зовут и мою бабушку. Теплее и добрее человека, чем она, сложно найти.
Если Люся будет с такими качествами… С одной стороны, бойцовскими, потому что выжить в целину в вагончике посреди степи без воли никак, с другой - уметь так любить и заботиться. Так вот, если она всё это унаследует, будет прекрасно. Она будет, и правда, Людмила - милая людям. А вообще достойных людей с именем Люся много. Людмила Владимировна Мацупа, например, которая стала для меня наставником в моей общественно-политической работе.
Про воспитание
Советы про воспитание давать не имею права, пока не вырос достойным мой ребенок. Единственное знаю точно, на своем опыте, ребенку важно давать переживать ситуации успеха. Дома, в школе, во дворе, где угодно. Главное, чтобы он в себя поверил. Я не красавица, но я всегда была уверена в себе, потому что моя история успеха была связана с интеллектом. Дома был его культ.
Дать ребенку почувствовать маленькие победы более важно, чем пичкать его языками и математикой. Это проблема сегодняшнего общества. Мы учим детей читать в два-три года, а потом оставляем наедине с информационной помойкой. Надо ли так рано? Поколение покажет. Важно, чтобы ребенок не страдал из-за желания родителей реализовать в нем свое, несбывшееся. Пусть дети добиваются не большего, чем мы. Пусть добиваются своего.
Про себя
Я изменилась после рождения ребенка. Именно 2010 год стал вторым годом моего рождения, в прямом и переносном смыслах. Мою жизнь и жизнь моего ребенка отвоевала тогда у тяжелых обстоятельств прекрасный доктор Татьяна Борисовна Булгацевич. Такое ощущение, что всё, что происходило до этого, было репетицией. А вот теперь… На всё смотрю сейчас по-другому. В разрезе ответственности за близких людей, смысла каждого прожитого дня.
Знаю ли, что про меня говорят? Слышала, «когда тебе плюют в спину, значит, ты впереди». Да, знаю, что многих интересует, кто же у меня в родне такой влиятельный, что я постоянно на виду. Отвечу: нет таких. Но мне всегда везло с людьми, которые в переломные моменты моей жизни оказывались рядом. Меня учили и учат, у меня есть наставники. Знаю, что называли Екатериной Фурцевой, «комсомолкой из прошлого, по ошибке попавшей в 21 век». Я одно скажу: всего добиваюсь своим трудом и чужой труд на легкость не оцениваю. Некогда.
Про работу
Чем бы я не занималась в жизни, это всегда была общественно-политическая сфера. В семье это не сразу приняли. Говорили: вот врач – понятно, учитель – понятно, а общественный деятель - не профессия, а выдумка какая-то. Но постепенно я поняла, что и в общественно-политической работе тоже должны быть профессионалы, люди с общественным мышлением.
С тех пор осознанно иду по жизни с целью быть полезной обществу. В молодежной среде, неправительственном секторе, на госслужбе, в педагогике, в медицине. Суть работы в профсоюзной организации такая же - служение обществу.